Запретите в Алматы трамвай!

Май 22 • Общество, Политика • 10916 Просмотров • 27 комментариев к записи Запретите в Алматы трамвай!

Скажу сразу — я против трамваев. Как водитель, пешеход и вообще житель города, где еще сохранились эти пережитки общественного транспорта. Приведу свои аргументы и доводы моих оппонентов, а вы, читатели, решите, кто прав.

Когда механический транспорт менял на городских улицах извозчиков, кэбы и прочие гужевые экипажи, трамваи как-то сразу не задались: неповоротливые, медленные, шумные. Появился этот вид общественного транспорта в Германии в 1881 году, а в 1930-х годах уже начал сворачиваться. Автобусы и троллейбусы оказались гораздо удобнее, не говоря уже о метро. Между тем, в бывшем СССР трамваи плодились и размножались – видимо, потому, что строить нормальные дороги на этой одной шестой части суши так и не научились.

История трамвая — от тяжелого до легкого

В Казахстане трамвайное сообщение имеется только в четырех городах: в Алматы, Павлодаре, Темиртау и Усть-Каменогорске. Алматинский трамвай – самый старый. В 2007-м ему «стукнуло» 70.


История у нашего трамвая славная. Решение о строительстве трамвайных трасс в Алматы было принято в 1934 году. Сваркой рельсов занимались те, кто строил Турксиб, а электрооборудование монтировали недавние строители Днепрогэса. Как было принято в то время, стройку должны были закончить к памятной дате — 20-летию Великой Октябрьской революции, но, как водится, к 7 ноября не успевали, торжественно запустили трамвай только 1 декабря 1937 года. На линии протяжением 7,5 километра было 16 остановок.
И пошло-поехало. В 1961 году в городе было уже восемь трамвайных маршрутов. С появлением «номерных» микрорайонов проложили линию и туда, а также в недавно построенную Орбиту. Была также ветка на станцию Алматы-I, линия по улице Комсомольской протянулась к 1990 году до пригорода — Калкамана.
К 1993 году алматинский трамвай достиг зенита – 10 маршрутов, 93 км пути, 200 единиц подвижного состава. После этого начался развал. Пути сократились больше чем на 30 км, вагоны разваливались на ходу. Ходили слухи, что один из акимов уже собрался было упразднить трамваи, да его сняли с должности. Другие градоначальники стали понемногу покупать вагоны, а нынешний, Ахметжан Есимов, и вовсе не жалеет денег на два оставшихся маршрута, оснащая их трамваями на деньги от заема ЕБРР.
Вот и год назад, 12 июня 2013 года, акимат Алматы похвалился в пресс-релизе, что «европейские трамваи, завезенные в Алматы, адаптируют к городским линиям». Руководитель трамвайного депо Абдибек Мухамеджанов тогда сообщил, что переделка трамваев, которые изначально были произведены в Чехии в начале 80-х и ездили в Германии, под казахстанскую колею в итоге обходится дешевле, чем приобретение российских аналогов.
Всего «новых» трамваев 17, по какой цене они закуплены в Алматы, найти не удалось, но россияне покупали такие же трамваи по 4 млн рублей, то есть 20 млн 100 тысяч тенге. Умножаем на 17 — получается 34 млн 170 тысяч тенге. Каковы проценты по кредиту, тоже не знаем.
Несмотря на закупки, интервал движения трамваев даже официально — 20-32 минуты. «Сейчас из-за ограниченного состава не можем сократить (интервал) резко, — объяснил начальник депо Мухамеджанов. — Если народ потребует, чтобы еще купили, в акимат пусть обращаются».

Народ, правда, потребовал совсем другого. «Хватит отмывать деньги на покупку хлама! — не стеснялся в выражениях комментатор новости о покупке вагонов для депо. — В Европе от этого г**на еще десять лет назад избавились! Там другие машины. Нашим его бесплатно отдают, а откаты делят потом. Развивайте метро и монорельс. Трамвай умер. Это XIX век».
Самое интересное, что речь о легкорельсе идет давно. В том же пресс-релизе от 2013 года сказано: «данный электротранспорт будет курсировать по улицам до того, как в Алматы будет запущена линия легко-рельсового транспорта». А замначальника управления пассажирского транспорта Гани Мурзаханов весной 2012 года обещал, что легкорельсовый транспорт заменит трамвайный уже к 2014 году.
Определены был и почти 30-километровый маршрут (от Момыш-улы по Толе би и другим улицам до Жетысуской), и фирма-производитель. Однако пока легкорельсовых трамваев не видать. Может, оно и к лучшему: стоит такое чудо техники уже не миллионы, а миллиарды, точнее 20 млрд тенге.

Антиобщественный транспорт

Если вы еще не убедились, что трамваи в Алматы не нужны, продолжим. Напоминаем — их только два маршрута, №4 и №6. Ждать приходится по 30-40 минут, не меньше, поэтому ездят там в основном свободные от работы люди — на Зеленый базар за покупками.

Заполненного пассажирами трамвая, думаю, давненько алматинцы не видели, то есть в общем пассажиропотоке при 9 троллейбусных и 111 автобусных маршрутах доля трамваев ничтожна. Зато вклад этого транспорта в дело образования пробок — огромен.
И дело не только в том, что малокультурные водители не пропускают неповоротливые вагоны и загораживают им дорогу. И не в частных авариях, когда «броня» вагона сминает зазевавшуюся иномарку. Дело еще и в рельсах. Даже если рельсы проложены вровень с дорожным полотном, все равно автомобили притормаживают и переезжают их с меньшей скоростью.

А еще вокруг рельсов образуются ямы, и железяки солидно возвышаются над асфальтом. Весной прошлого года я наблюдала картину, как колесо «ауди» полностью ушло в заполненную водой яму у рельсов на улице Макатаева. В нынешнем году таких глубоких выбоин не видела, но, ежедневно переезжая перекресток Макатаева — Кунаева, где рельсы пересекаются и заворачивают, рискую подвеской.
Понятно, что мнение одного человека мало значит. Но послушайте и других.
«При нашем транспортном потоке и при бескультурье водителей трамваи только мешают, — считает пешеход Галина Муратовна. — Водители не только заставляют своими машинами пути и не дают трамваям возможности проехать, они не останавливаются даже перед открытыми дверьми трамваев на остановках, что составляет опасность для выходящих пассажиров. Особенно это касается путей при левом повороте. Однажды от Зеленого базара до Абая — Жарокова мы плелись на трамвае больше часа, потому что ни на одном светофоре трамваю не удалось проехать сразу на зеленый свет».

«На данный момент трамвай в Алматы — некий аттракцион, на котором, если повезет, можно будет прокатиться, — шутит 22-летний Рашид. — Но в целом идея самого трамвая в городе мне нравится, в ней есть некоторая романтика и безопасность по сравнению с автобусами, которые устраивают гонки по встречке. Я давно мечтаю, что в городе будет приоритетным проезд для трамваев, то есть они будут начинать свое движение раньше, чем машины, и будут ходить каждые 10-15 минут».
«В принципе, трамваи в Алматы не снижают транспортную нагрузку, поэтому, их если уберут, ничего страшного не случится, — уверена 30-летняя Асыл. — Наоборот, для меня, как автолюбителя, эти рельсы вечная проблема. Если рельсы убрать, то наверняка это также только положительно скажется на движении транспорта в городе и облегчит жизнь нам, водителям.
С другой стороны, в мегаполисе должны присутствовать все виды общественного транспорта, я думаю. Когда-то планировалось, что трамвай 4-го маршрута, который доходит до микрорайона Аксай, продлят до поселка Калкаман и дальше до Карасайского района. Поэтому я однозначно не могу сказать, что нужно убрать трамваи вообще. К тому же лично для меня трамвай — это некий символ романтики, старого Алматы, поэтому я пока не согласна с ними расстаться, хотя я уже давно в них не ездила».
«Для меня лично трамвай относится к объектам романтического составляющего, но в современных реалиях нашего мегаполиса передвигаться на нем подобно издевательству над нервной системой организма, — объясняет интернет-комментатор. — Тем более с таким интервалом между трамваями, плюс горе-водители, которые ездят по рельсам, потому что так быстрее».
«В свое время я жила у пересечения улиц Жарокова и Сатпаева, — рассказала Оксана. — Тогда в этом районе проходили фактически все девять трамвайных маршрутов. На трамвае можно было доехать почти до любой точки города плюс-минус два квартала. Транспорт был всегда безопасным, зимой на трамвае можно было быть спокойным, что никакой гололед не грозит.
И вот как-то недавно решила с детьми поехать на трамвае… Удовольствие оказалось не из приятных. Сегодня трамвай фактически не имеет никаких преимуществ перед другим транспортом, поэтому стоит со всеми в пробках. Проблема в том, что перед трамваем автомобилисты проскакивают на левый поворот, а трамвай «молча» пережидает, вернее беспомощно звенит. В итоге поездка занимает в два раза больше времени.
Мне довелось поездить в Европе на трамваях, поэтому могу точно сказать, что дело не в самом виде транспорта, а в его организации и техническом оснащении. В трамвае может позволить себе ездить человек, который никуда не торопится и с железными нервами».

А вы как думаете?

Разберем вкратце и другие аргументы — более профессиональные. Известно, что затраты на создание трамвайной системы ниже затрат на создание метро, а при большом пассажиропотоке эксплуатация трамвая обходится дешевле эксплуатации автобуса. Трамваи не загрязняют воздух, вагоны служат гораздо дольше автобусов.
Наши возражения: срок службы в нашем случае не имеет значения, так как трамвай все равно собираются менять на легкорельс. Воздух электротранспорт не загрязняет, но это с большим успехом делают электростанции, которые вырабатывают ток для трамваев и троллейбусов.
Кроме того, трамвай – виновник вибраций почвы, которые могут вызывать как акустический дискомфорт, так и разрушающее действие на фундаменты. Аргумент, что современные технологии позволяют снизить этот эффект, к нам не относится — мы покупаем вагоны 30-летней давности.
Говорить же о том, что в пробках на дорогах виноваты не трамваи, а водители-нарушители, — просто сотрясать воздух. Других водителей у нас нет и не будет, а вот альтернатива трамваю реальна.
Наши доводы за и против иссякли, но, думаем, у наших читателей есть свое мнение — поделитесь им с нами, а мы расскажем о нем всем остальным.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

27 ответов на Запретите в Алматы трамвай!

  1. ALA31:

    Из-за таких пришлых Алма-Ату уничтожили, как один из самых красивых городов. Вам свой авто жалко!? Раньше трамвай был один из самый быстрый вид транспорта. С Орбиты до Зелёного базара можно было добраться за 20 мин. И в правилах дорожного движения было запрещено выезжать на трамвайные пути.

  2. Armanito:

    Полностью согласен с предыдущим комментарием! Из-за отсутствия культуры у большинства водителей отменять один из самых удобных и экологических видов транспорта, это вверх не дальновидности. простите где в Европе от него отказываются, где они умерли? закрытые есть и их не так много. Вопрос в другом, надо улучшать транспортную инфраструктуру, которая должна в себя включать не только развязки, но и альтернативные виды… дешевле сделать выделенные линии для трамвая, чем копать тоннели под землей.

    • Дима:

      Экологически чистый вид транспорта??? Что за примитивный взгляд на происходящее… Если он не выбрасывает за собой столб черного дыма, это еще не значит, что он экологически чистый. Он потребляет электричество, которое вырабатывают путем сжигания угля или мазута. И потребляет немало… в среднем около 160 кВт/час. Так что свой вклад в загрязнение атмосферы он делает однозначно.
      Гораздо лучше в этом отношении новые автобусы в муниципальных автопарках, работающее на газе. И лучше намного. Так как при сжигании газа выделяется только диоксид углерода и водяной пар, те же самые вещества выделяет человек при выдохе.
      А по теме топика, я согласен с автором статьи. Центр города совершенно не приспособлен для трамвайных путей. Узкие улицы загромождают припаркованные у обочины авто, так еще и трамвайные рельсы посредине… Ехать негде.
      Единственным возможным вариантом применения трамваев в Алматы, по моему мнению, может служить постройка кольцевой линии вокруг города вне дорожного полотна.

      • Armanito:

        Среднее паспортное потребление электроэнергии трамвая — 2,59 Вт/ч (расход энергии на 1 км пробега 15 метрового трамвая с номинальной заполненностью 5 чел/м2), так для информации… про ТЭЦ, которое вырабатывает электроэнергию и выбрасывает «столб черного дыма» , это отдельный вопрос.

        • Дима:

          Лолшто? )))))))))))) Трамвай на 1 км пробега потребляет меньше энергии, чем энергосберегающая лампочка в моём сортире???
          Посмотрели бы хоть, что копируете с Ответы@mail.ru…

          • Armanito:

            ПАЗ-3205……………..4,35/40=0,1 руб/км
            ЛиАЗ-5256.45………….6,545/90=0,073 руб/км
            ЛиАЗ-5256.25………….5,99/90=0,067 руб/км
            71-619К (и другие вагоны
            с аналогичной РКСУ)……4,84/125=0,039 руб/км
            71-619А………………3,96/125=0,032 руб/км
            Вы сортире у себя бегаете вокруг лампочки, не согласный вы мой?

      • ILDAR:

        Есть принципиальная разница межу выхлопом в городе и местом где стоит электростанция — сиречь вдыхаемым воздухом, я тоже за газ и против дизелей!

  3. SP:

    Автор начитался интернета и совсем не петрит в теме. Напомню что 17 вагонов не закупались по кредиту ЕБР, а закупались за счет бюджета. Второе, комментаторы в статье, все походу понаехали с югов. трамвай для них шайтан-арба, вот и рассуждают так. Третье- рельсы, ведь никто не говорит о качестве укладки асфальта, рельлы как стояли так и стоят, другое дело что там недоложили несколько сантиметров асфальта, вот они и выпирают. Ну и упования автора на легкорельсовый транспорт показывают полную неосведомленность автора в этих делах- ЛРТ это тот же трамвай, отличие в том что там вагоны другие и все. Короче статья-нытье о мучениях автолюбителя. И то что 20 лет назад было 200 трамваев и никто в пробках не стоял, говорит о том что понаехали тут, везде степь надо, нахрен трамвай, лучше коней завести.

  4. smpa:

    Извиняюсь, что здесь предлагают обсудить? Бред типа «водители у нас бескультурные, поэтому трамвай мешает»? Бред, что полтора десятка трамваев на 300 квадратных километров города каким-то образом влияют на возникновение заторов? Бред акимата типа «легкорельс это не трамвай»? Или то, что мы имеем на дорогах только автоуродов и они — наша державная гордость, их следует холить и лелеять? Или то, что кто-то в силу своего нижеплинтусного мировоззрения не в состоянии сравнить экологическую эффективность системы электростанция-трамвай vs автомобиль? Или то, что мы из-за своей тупой жадности закупаем старные вагоны? Или то, что чиновники, сами будучи автоуродами, автоуродам дают все преимущества перед нормальными людьми? Или то, что трамвайные пути, как и асфальт на доронах, как и любую человеком созданную вещь необходимо постоянно поддерживать?

  5. Ментально далекий от происходящего:

    В городе, где базарное сознание постепенно становится базовым, сохранение такого культурного достояния, как трамвай — принципиальная необходимость. Своеобразная оппозиция всему происходящему. Давайте, например, еще предложим снести мемориал Победы в парке 28 панфиловцев? А зачем он? Война давно кончилась, ветераны померли, зато столько земли в центре города пропадает, неплохо бы построить там торговый центр с автостоянкой. Нет?

    Как водитель со стажем, также констатирую, что рельсы в движении не мешают. Это естественное ограничение скорости, нелишняя мера. А если вижу в зеркало заднего вида приближающийся трамвай, то всегда занимаю другую полосу, открывая ему дорогу. Зато когда козел на автобусе-скотовозе подрезает, планируя переместиться из крайнего левого к остановке, он может даже не рассчитывать на мое снисхождение. И вот вам, кому рельсы мешают, не страшно быть в одном потоке с такими муд@к@ми? Нет?

    Несмотря на немалые интервалы (и это не 30-40 минут описанные в статье, а максимум 15-20 в дневное время. Все зависит от того, не перекрыло ли линию очередное ДТП с участистием В/05 и Х/13) у алматинского трамвая есть стабильный пассажиропоток. Даже не в час пик, наполняемость приличная (ехал на неделе в 11 утра, отметил). Особенно учитывая, что далеко не во все уголки города можно уехать на трамвае. А на выделенных полотнах (Тастак, Аксай, Орбита), в то время как весь поток стоит плотным рядом, трамвай проносится мимо, никак не завися от трафика и вызывая зависть у каждого водителя. Плохо для пассажиров?

    Трамвай — это символ большого города. Пережитком его когда-то считали и в Европе, но одумались. Теперь трамвайное движение восстанавливается во всех крупных современных городах. А в некоторых (Цюрих, Женева и др.) оно и вовсе не исчезало. Разве эти люди не умеют строить дороги? И рельсовые полотна им не мешают перемещаться на личном автотранспорте (куда ему вообще разрешен въезд).

    Поэтому надо думать не над тем, что лучше бы убрать к чертовой матери все трамваи и спилить деревья (по логике — одно спиленное дерево — одно место для стоянки), а над тем, как облагородить город в принципе, сопротивляясь естественным процессам. Как наказывать тех же водил-муд@ков за любую попытку не пропустить трамвай, или не пропустить пассажиров на остановке. Алма-Ата ведь не Шенгельды. При всем уважении к последнему!

    • Георгий:

      Подписываюсь. Развелось сегодня больно «умных».

    • Лидия:

      Полностью согласна!!! Наш новый аким вместо запрещения трамваев купил бы новые, не списанные… И все было бы хорошо.. На нашей улице нет никакого транспорта кроме трамваев.

  6. А. Назаров:

    Татьяна, ничего лучшего придумать не могли, как агитировать против трамваев в городе?

  7. Георгий:

    Татьяна у Вас ограниченная точка зрения. Ненадо думать только о себе, большому количеству людей трамвай нужен. Более того трамвай это символ большого города. Я надеюсь, что никогда не случится того, чего Вы тут написали в этой газетенке.

  8. Василий:

    Я водитель и двумя руками за трамвай! Более того, нужно развивать сеть трамвайных дорог. (И вообще развивать общественный транспорт) Вы только посмотрите в цивилизованных странах какие трамваи! Вместительные, скоростные, тихо работающие и просто современные и красивые! Думаю, автор ничего подобного никогда не видел и судит по трем нашим старым калекам. А ведь если в городе хорошо и четко слаженная работа общ. транспорта, то на улицах меньше машин. Многие вынуждены приобретать машину, чтобы добраться до работы и домой.

  9. Том:

    В целом трамваи сами по себе городу не мешают. Мешают они вот аким вот автоледи, которые пекутся только о своем авто. Им лишь бы самой быстрее доехать, а на остальных наплевать. Автор неказисто переложила все бескультурие творящееся на дорогах на трамваи. Трамвайную инфраструктуру нужно развивать, выделять им отдельные полосы. А то что они сейчас медленно ездят — это как раз заслуга недалеких людей, игнорирующих пдд.

  10. Алия:

    советую вам книгу Трафик прочитать, тогда вы поймете что глубоко не правы

  11. андрей:

    дилетантская статья, написанная человеком, который абсолютно не знает историю развития трамвая. цивилизованные страны давно поняли, что только «архаичный» трамвай может спасти любой мегаполис от транспортного коллапса. и те европейские города, которые убрали трамвай, возвращают его обратно на улицы города. я думаю нужно учесть мировой опыт и не наступать на грабли, по которым прошлись крупные трамвайные города.

  12. Бахтияр:

    Возле работы постоянно один чувак на старой Мазде 626 паркуется так, что ни пешеходам не пройти, ни машинам проехать! Поэтому я требую запретить использование всех автомобилей, а также перекрыть все дороги!

  13. Жан:

    У автора и етех кто его поддерживает очень примитивный взгляд на происходящее… В данный момент городское и сельское управление переходит на более экологически чистые методы выработки электричества (ветряки, ГЭС итп, в Алматыниской области уже есть несколько подобных станции), по сему про столб дыма можно и не задумываться, а вот авто (особенно джипы) выбрасывают очень много отходов в атмосферу, кстати говоря у электродвигателя коэффициент полезной деятельности 95-98%, когда же у двигателя внутреннего сгорания 25-28%, кстати у трамвая контактная сеть 600В, тк кто знает физику-потери при таком напряжении ничтожны, тк даже при выработке электроэнергии методом сжигания трамвай создает меньше выбросов в воздух… Так же у нас недокладывают асфальт, потому он и оседает оставля рельсы выше, это уже ПРОБЛЕМЫ В АСФАЛЬТОУКЛАДКЕ, а советские рельсы как стояли так и стоят… Еще я вот вам что скажу, персональное авто вмещает 5- человек, автобус, троллейбус 65-, а трамвай если прям под завязку как 140-, вот по Толе Би вы посмотрите в пик он всегда под завязку набивается, так же я хочу сказать что трамвай — символ Алматы!!!! тк убирать его КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!! Просто нам требуется немного его доработать. Автовладельцам которые пекутся только о себе (а также о своем авто) — У НЕКОТОРЫХ НЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СВОЕ АВТО/ТАКСИ + все кто уважает жителей своего города как правило не заезжают на трамвайные линии. Если бы кстати все ездили на общественном транспорте заторов было бы гораздо меньше, так нет — надо же себя выразить, показать какой ты свободный — свободен в передвижении (стоишь в пробке часами) купив собственное авто… В решении о развитии ЛРТ полностью поддерживая нашего много уважаемого акима, Ахметжана Есимова. А и да — вот что еще я хотел бы сказать на последок — водители трамваев написали бы про вас ТОЖЕ САМОЕ тк знаю нескольких,так что закругляйтесь там с войн ушками своими, нам городских воин не надо… Кстати линию по Жарокова тоже собираются обособлять, так что радуйтесь, теперь у вас будет только 1 ряд для проезда, зато трамваи вам мешать не будут…) Ксьати подумайте еще как они стоят по несколько часов когда некультурные водители не могут сами разобрать свое ДТП, так еще и ГАИ вызывать отказываются, как потом бедные водители в 3 ночи домой возвращаются, посему считаю что лучше запретить авто чем трамвай, а Кстати на трамвай в основном жалуются и не пропускают женщины за рулем, так что на себя посмотрите сначала пожалуйста, а потом уже такие дебоширстве и не обоснованные высказывания публикуйте, Вот такой вот вам длинненький, но хотя бы не дебоширский и ОБОСНОВАННЫЙ(!!!) ответ!!!
    Желаю вам пересмотреть свои взгляды, а то большинство то все-таки на противоположность от вас стороне, Татьяна!!!)

  14. MAXX:

    Я за любой общественный транспорт транспорт кроме долбанного трамвая!!! Зачем городить железную дорогу в городе?!И не надо рассказывать тут всякие сказки!!! В реальности мы получаем катающиеся отбойные молотки под своими окнами с 5 утра, раздолбанные дороги и особенно перекрестки, вываливание людей посреди проезжей части под колеса автомобилей!!! Обычным людям все равно на чем ехать,лишь бы это что то ехало,в нем было тепло и не капало!!! Хотя понятно зачем! так активно нынче рекламируются трамваи — так можно зарыть огромное количество денег в землю!!!!!! На двух проводках для рогатого столько денег не освоить ведь))) Так что трамшиза борется за свою кормушку, а на чем кто ездит всем по большому счету нас…рать!!!

    • пассажир трамвая:

      Может тебе и насрать. Но не надо отвечать за простой народ. Я езжу а трамвае, самый культурный вид транспорта. Почему некоторые тут считают, что на нем ездят те, кто не торопится? Я доезжаю до работы на трамвпе за 25 минут. С Маречка до Муратбаева. Если на 126 автобусе то 40 минут. Он стоит на каждой остановке кого то жДет. Потом летит как ненормальный будто кто то за ним гонится. А что люди стоят еле удерживаюся. Ноги не куда поставить. Сумка застревает межлу двух ж…. а некоторые автобусы вообще на ходу пассажиров высадивают. я за трамваи.чтобы не было пробок нужно элементарно соблюдать ПДД. Некоторые водители в ковычках их даже не читали. Я считаю против трамвпев те, которые имеют свой автомобиль. А чтоже делать тем кто без него? Ездить в автобусе и ломать себе руки. и ждать трамвай не нужно пол часа. подходишь к остановке в определенное время. Они ходят строго по расписанию. И редко опаздывают.И то если какой нибудь к…. не устроил ДТП на трамвайной линии. (Извиняюсь за ошибки. Очень тороплюсь)

  15. Anna:

    Автор, якобы Татьяна, сколько вам лет и откуда вы всей этой ерунды набрались?

  16. Нурлан:

    Правильно, запретить трамвай, вырубить оставшиеся деревья, да много еще чего можно накуролесить, успели же снести Дворец пионеров, давайте школы снесем, сколько базаров открыть можно!!!!

  17. Татьяна:

    Полностью согласна с Вами. езжу каждый день на работу и с работы на трамвае №4. Утром и вечером он переполнен. А ездить в трамвае намного лучше чем в автобусах. В них по крайней мере чисто и воздуха больше и дышать легче. Да и кондуктора не орут на каждой остановке. Мы пассажиры трамвая уже знаем друг друга и ни за что не променяем его на автобус. И по мосту на озере Сайран по Толе би где автобус «ползет» 30-40 минут, трамвай проскакивает за 10 мин. Особенно это оцениваешь в жару. И зимой в трамваях теплее чем в автобусах. Нужно больше вводить трамвайных маршрутов.

  18. Людмила пасажирка трамвая:

    Я уже больше 20лет ездию на трамвае по маршруту 6,удобно и быстро.Знакома с многими пассажирами,заходя в вагон все время здороваемся,да и водителей уже многих знаю,хорошие обходительные люди.Очень расстроилась тем что трамваи убрали,так как в автобусах ездить просто не возможно,это не езда а наказание.А автобусники постоянно то оттягиваються,стоят по пол часа на остановке а потом летят как сумасшедшие, а то ещё байгу устраивают на перегонки гоняються друг за дружкой,а на пассажиров им плевать.А вот в трамвае всегда себя чувствовала спокойно и доежаю всегда нормально без нервов.А сейчас вообще не знаю как добраться на работу и обратно,писали что автобусы маршрута 112 будут дублировать трамвайный маршрут номер 6,а выяснилось что это не правда.Теперь с пересадками ездить приходится.Короче говоря у нас все делается для людей чтоб им жилось с приключениями.А против трамваев большая часть тех у кого есть своя машина им не понять нас обычных людей,которым был удобен трамвай.

  19. Ирина:

    Кому помешал трамвай,удобный вид транспорта,43года ездила на завод Кирова и не разу не подвёл.А сейчас что, мало того что собираешься как попала с пересадками так ещё обещанной замены нет.А девчата и ребята, водители трамваев нас ни когда не подводили.Да и на автобусах если честно я боюсь ездить,там не водители а Шумахеры.,гоняю так что аж душа в пятки уходят ,водители и кондуктора грубые,хамоватые.Нет,это не правильно убирать трамваи и глупо.А противники что хотят чтоб трамваев не было у вас наверно машины вот вам и мешают трамвайчики,конечно пусть лучше ещё один мего центр будет на мечте лет чем нормальные люди будут ездить как положено и удобно.

« »