Трагедии в Березовке никто не удивился

Дек 9 • Общество, Политика, Экономика • 445 Просмотров • Комментариев нет

Массовое отравление детей в злосчастном поселке было ожидаемым, как и реакция властей на него.

 Дети из поселка Березовка, пострадавшие десять дней назад от «неизвестного» ядовитого вещества, до сих пор в плохом состоянии. Между тем компания — оператор газового месторождения, вблизи которого расположен поселок, отрицает свою вину. Власти же взяли непонятную для общественности паузу.

О западноказахстанском поселке Березовке численностью в 1580 человек в СМИ писалось уже не раз. Населенный пункт расположен на расстоянии меньше километра от границы санитарно-защитной зоны Карачаганакского газового месторождения. Поводом для недавних публикаций стали трагические события 28 ноября. В этот день в больницы поселка, района и области поступили дети и взрослые из березовской школы. Симптомы были у всех одинаковы: слабость, тошнота, головокружение, судороги, потеря сознания. Через пять дней с теми же симптомами в больницу обратились еще шестеро детей.

Сектор газа в ЗКО

— Мы давно ведем мониторинг положения в поселке, и, к сожалению, это было ожидаемо, — сказал, открывая сегодняшнюю пресс-конференцию в Алматы, консультант Crude Accountability Сергей Соляник.

— Мы занимаемся проблемами Березовки уже почти 10 лет, — подтвердил председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов, — и пришли к выводу, что единственный путь решения вопроса — судебный.

В суд экологи обратились еще в 2008 году, благо поводов накопилось предостаточно. Разработка Караганакского газоконденсатного месторождения с самого начала осложнила жизнь близлежащих сел. В связи с опасностью производства вокруг месторождения в начале двухтысячных годов была установлена санитарно-защитная зона радиусом в пять километров. Это минимальная величина, определенная законодательством. Из этой зоны должны были переселить все население и закрыть всю производственную и сельскохозяйственную деятельность.

Увеличение санитарно-защитной зоны возможно, исходя из данных климата, розы ветров, рельефа местности и т. д., но власти такой вариант не рассматривали. Мало того, в 2004 году санитарно-защитная зона была сокращена с 5 до 3,5 километров. Как полагают экологи, оператор месторождения — компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» — просто не захотела тратиться на компенсацию жителям защитной зоны и платить за вывод из оборота больших сельхозугодий.

Прокуратура вынесла протест, санитарно-защитная зона была восстановлена, часть жителей по соседству с поселком Березовка попали под переселение. Но радости от этого было мало: сельчан из поселка Тунгуш перевезли в пустующие многоэтажки Уральска.

Иск же от экологов, о котором мы говорили раньше, сначала 9 месяцев не принимали к производству, потом два года рассматривали. Наконец в 2010 году суду Астаны вынес решение: восстановить пятикилометровую защитную зону, переселить жителей и компенсировать судебные издержки.

— Но до сих пор решение суда не выполнено, — разводит руками Сергей Куратов. — То денег нет, то проведена неправильная оценка, то оценивали не те. Четыре года одно из опаснейших предприятий Казахстана работает с грубыми нарушениями законодательства и решения суда.

Кроме регулярных отравлений сероводором, которым богато месторождение, жителей беспокоят то и дело появляющиеся провалы почвы — до 10 метров в диаметре. Требования провести исследования провалов до настоящего момента тоже ни к чему не привели.

— Установление минимальной пятикилометровой зоны это непродуманный шаг со стороны властей, считает Сергей Куратов. — События показывают, что зона должна быть гораздо больше. Непонятно, почему идет такая игра с сотнями метров? Газ же не остановится на границе! Почему не выселить маленький поселок, чтобы была 100-процентная гарантия, что люди не пострадают?

Прямо не дети, а притворщики!

Сергей Соляник сам не раз ездил в Березовку и в своем выступлении постарался передать эмоциональный накал, царящий в поселке. По его свидетельству, на сходе и в обращении, подписанном 951 жителями, они требуют: хватит торговли сантиметрами, переселите нас наконец!

Массовое отравление детей в школе вызвало шок у родителей, рассказал Соляник. Многие родители были вынуждены сами везти в больницу своих детей, находящихся в бессознательном состоянии. Накануне, по свидетельству жителей, были сильные отжиги на месторождении, стоял гул, люди ощущали запах газа. Еще 26-27 декабря были единичные случаи обмороков, но в Березовке это обычное явление.

— На этот раз удар пришелся на самую слабую часть. Местные дети почти 15 лет вдыхают газ, иммунная система ослаблена. Дети вдохнули газа по дороге и в школе добавили, ветер был со стороны месторождения, — сообщил Соляник. — Школа развернута к месторождению, она стоит как концентратор всей дряни, которая летит с месторождения.

По словам Соляника, трое из 20 госпитализированных детей продолжают оставаться в больнице, их состояние не улучшилось, один ребенок поступил повторно 6 декабря. Девять человек обратились к врачам 3 декабря, опять же после того, как в поселке явно ощущался запах газа.

Опросив 13 семей, чьи дети пострадали, сотрудники CrudeAccountabilityвыяснили, что симптомы у всех школьников одинаковые и укладываются в симптоматику отравления сероводородом. Однако представители компании отрицают причинно-следственную связь между работой на месторождении и отравлением жителей.

Березовцы, со своей стороны, не верят информации от КПО, в частности, поступающей со станций экологического мониторинга, расположенных в поселке. Как говорят жители, если они жалуются на выброс, то сотрудники КПО приезжают через несколько часов, и результаты замеров тогда не превышают допустимых норм. Экомониторинг, объяснил Соляник, охватывает 5-6 элементов, тогда как собственный анализ CrudeAccountabilityобнаружил 25 токсинов, три из которых канцерогенные.

— То, что произошло 28 числа, для жителей однозначно. Они в один голос говорят, что это выброс с месторождения. Накануне все видели отжиги и ощущали запах газа, — заявил Соляник.

Возмущает активистов и позиция медиков.

— Врач районной бутурлинской больницы ставил детям диагноз «переутомление». Родители до сих пор не могут получить анализы детей. Медицинские органы делают упор на то, что это хронически больные дети и у них разом обострились эпилепсия, бронхиты и т.д. Замначальника областного департамента здравоохранения заявил, что дети пострадали от неизвестного токсического вещества. — добавил Соляник. — Родители рассказывали: им пытаются внушить мысль, что «не надо придуриваться» (притворяться). Жителей и раньше обвиняли в том, что они «хотят получить деньги из бюджета».

Жалуйтесь хоть в ООН!

Березовцы требуют закрыть школы и возить детей на учебу в другой населенный пункт — в Аксай. Госорганы и компания, как говорит Соляник, пока занимают другую позицию. Они успокаивают население, призывая не поддаваться панике и слухам. Глава департамента охраны окружающей среды КПО Стив Райт заявил, что никаких выбросов не было. Прокуратура признала, что была авария на месторождении, но связи между выбросом и состоянием детей не увидела.

Зато нарушения прав детей на здоровье и благоприятную окружающую среду увидел Детский фонд Казахстана и рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей.

— Только в 2013 году в Казахстане принято более 60 документов по продвижению прав детей, но реальная ситуация иная, — сокрушалась глава фонда и член рабочей группы Эльвира Ватлина. — Должна быть обязательная ответственность виновных должностных лиц.

Свою миссию фонд видит в подготовке альтернативных отчетов по соблюдению прав детей в Казахстане для соответствующего Комитета ООН. В 2013 году был представлен уже четвертый по счету доклад. Но положение осложняется тем, что Казахстан не ратифицировал третий факультативный протокол к Международной конвенции о правах ребенка. Это значит, что казахстанцы не могут подавать жалобы в Комитет ООН по правам ребенка.

Судя по небольшому, но успешному опыту подачи жалоб в Комитет ООН по правам человека (на днях было признано право активистки Бахытжан Торегожиной на мирную акцию протеста), у березовских детей будут все шансы защитить свои права в Женеве, раз на родине их считают притворщиками, а их родителей — рвачами, мечтающими ограбить газовую компанию.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »