накануне_опрос_основное

Спецдокладчик ООН уехал. Что дальше?

Янв 29 • Интервью, Общество, Политика, Экономика • 896 Просмотров • Комментариев к записи Спецдокладчик ООН уехал. Что дальше? нет

Правительство Казахстана признало необходимость пересмотра закона «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций», сообщил в Астане И что дальше? Будет ли меняться законодательство или все останется также?

С этим вопросом мы обратились к тем, кто непосредственно отслеживает ситуацию с соблюдением права казахстанцев на проведение мирных собраний и ассоциаций.

Для странового директора «Фридем Хаус» Виктории Тюленевой, предположение, что спецдокладчик уедет и все останется также, видится более реальным, «поскольку Комиссия по правам человека при Президенте РК уже давно согласилась с мнением правозащитников (еще в далеком 2007 году), что нужен новый закон, соответствующий международным стандартам».

Более того, напомнила она, «Казахстан согласился с рекомендацией Норвегии о принятии нового закона о мирных собраниях по итогам рассмотрения первого цикла Универсального Периодического Обзора (УПО ) в ООН в 2010 году. Согласился также и с такой же рекомендацией Комитета ООН по правам человека по итогам рассмотрения странового доклада о выполнении норм Международного пакта о гражданских и политических правах (2011 год, если не ошибаюсь). Но нового закона как не было, так и нет».

Политолог Данил Бектурганов для ответа на поставленный вопрос предложил начать с принципиальных вещей: «Кто, вообще, такой спецдокладчик ООН, какие у него есть права и обязанности и как он может влиять на такие вещи, как изменения в законодательстве разных стран?»

По словам Бектурганова, об этом подробно говорится на сайте ООН.

— По сути, спецдокладчик ООН может только рекомендовать и констатировать. Дальше добрая воля страны — следовать или не следовать его рекомендации.

Он предлагает посмотреть на ситуацию глазами властей.

— У них, к сожалению, перед глазами только отрицательные примеры. Украина, например. Более того, экономика серьезно буксует, цена нефти падает, доллар растет, производство падает из-за российской экспансии. Вот только еще гражданских митингов, пикетов и демонстраций властям и не хватает для полного счастья. Так что, я уверен, доводы спецдокладчика будут выслушаны внимательнейшим образом, прощальный бешбармак, проводы в аэропорт, улыбаемся и машем. И все.

Лидер казахстнского Соцсопра Айнур Курманов уверен, что менять кардинально закон о порядке проведения мирных собраний и митингов власти не будут.

— Скорее всего всё ограничится декларациями и намерениями и поверхностными поправками, которые сути разрешительного характера данного закона не изменят.

Кроме того, напомнил Курманов, у Акорды есть рычаг — местные представительные органы власти в лице маслихатов, которые своими решениями на местах вновь максимально усложнят возможность проведения митингов и публичных собраний, отводя место для проведения на окраинах населенных пунктов, либо вводя моратории на проведение протестных акций.

— Это мы уже проходили, — заметил Курманов. — Никаких существенных изменений не последует. Тем более после событий в Украине и под влиянием синдрома «арабской весны» правящая камарилья никогда не пойдет на какие-то послабления.

Публицист Сергей Дуванов готов держать пари, что, следуя своей методе, власти внесут какие-то изменения в законодательство, которые внешне будут выглядеть как уступка требованиям европейских стандартов, но реально ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.

— Наверняка будет придумано что-то вне рамок этого закона, что сможет дезавуировать эти уступки при реализации права на мирные собрания на практике, — уверен Сергей Дуванов.

Более того, он не исключает, что после всех этих изменений станет еще хуже:

— Этот хитрый прием уже известен: здесь откручиваем гайку на две нитки и при этом кричим о торжестве демократии, а в другом месте закручиваем на четыре и молчим.

Единственным оптимистом среди наших респондентов, да и то с натяжкой, можно назвать активистку Бахытжан Торегожину.

Торегожина верит, что рано или поздно власть пойдет на изменения: «Дело только во времени».

Что ж, нам остается только наблюдать за процессом.

Оксана МАКУШИНА

Похожие Записи

« »