бензин_накануне_осн

Мечтаем о «пятерке», но тянем лишь на слабую «двойку»

Янв 27 • Общество, Письма читателей, Политика, Экономика • 926 Просмотров • Комментариев к записи Мечтаем о «пятерке», но тянем лишь на слабую «двойку» нет

Обеспечивать потребителей в лучшем случае бензином стандарта Евро-2 сможет казахстанская нефтеперерабатывающая отрасль в этом году. О большем ей пока не стоит мечтать, считают опрошенные нами эксперты.

Ввести стандарт Евро-5 на территории Таможенного союза, и, соответственно, в Казахстане, планировалось уже в этом году. Однако в конце прошлого года эксперты комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК заявили, что его внедрение будет отложено до 2016 года. Мы поговорили с независимыми экспертами и выяснили, что их мнению, половина продаваемого в Казахстане топлива еле дотягивает до класса Евро-2.

Ждем завершения реконструкции

К концу нынешнего года должна завершиться модернизация Атырауского НПЗ и, возможно, тогда настоящего бензина экостандарта Евро-2 в Казахстане станет больше, объяснил НАКАНУНЕ.kz главный научный сотрудник отдела проблем реального сектора экономики комитета науки Министерства образования и науки РК Олег Егоров.

egorov

В 2012 году тендер на реконструкцию АНПЗ выиграла китайская компания Sinopec Engineering, напомнил он. Она будет создавать комплекс по производству ароматических углеводородов на заводе.

— Стоимость контракта составляет 1,1 миллиарда долларов. Но до них в 2008 году на модернизацию этого же завода проводили японцы с расчетом на то, что завод будет выпускать АИ-92. Затраты тогда составили примерно 700 миллионов долларов, но из этого ничего не получилось, — рассказал Олег Егоров.

По его словам, дело загубили поставки нефти с разных месторождения, обладающей разными физико-химическими характеристиками. Соответственно, и продукция АНПЗ имела разный допуск к использованию по содержанию серы и других сопутствующих элементов. После той неудачи в 2012 году государство провело тот самый тендер на строительство сооружений для очистки топлива от ароматических соединений, который выиграли китайцы, и вот уже два года на АНПЗ полным ходом ведется перестройка.

Помимо этого оборудования, по словам Егорова, на заводе появится установка по глубокой очистке нефти, которая позволит заводу ежегодно производить полтора миллиона тонн высокооктанового бензина.

— АИ-92 на наших заправках на самом деле представляет собой смесь 82-го бензина, смешанного с тетраэтилсвинцом, и из выхлопных труб в атмосферу летит настоящий свинец. Завезенный к нам российский бензин гораздо качественнее нашего. Омский НПЗ старый, но прошел необходимую модернизацию, после которой стал выпускать топливо стандарта Евро-2, — уточнил Олег Егоров.

О китайском бензине, реализуемом на внутреннем рынке, наш собеседник отзывается положительно. В нем много легких углеводородов, но это не влияет на состояние экосистемы и соответствует стандартам Евро-2.

Дотянуть бы до Евро-2

Последние 15 лет правительство перманентно обсуждает проблему модернизации НПЗ страны. При чем если раньше оно говорило о необходимости производить топливо стандарта Евро-2, 3, то в конце 2013 года замахнулось аж на Евро-5, считает в свою очередь председатель Независимого автомобильного союза Казахстана (НАСК) Эдуард Эдоков. На это, по его мнению, пока нефтепереработка не способна.

edokov

— В Казахстане топливо еле дотягивает до класса Евро-2. Соответственно, если мы завтра, к примеру, в 2016 году, введем в Казахстане экологический стандарт Евро-5 при отсутствии соответствующего топлива, это совершенно не приведет к нормальному результату, — процитировал КазТАГ мнение Эдокова.

Выхлопы автомобильного транспорта составляют около 90% всего объема загрязнителей воздуха, в них содержится около 200 химических соединений. Экостандарты топлива регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. За снижение вредности отвечают каталитические нейтрализаторы, но местное низкокачественное топливо укорачивает их жизнь, отметил глава НАСК.

— В машине обычно от двух до четырех нейтрализаторов, один такой стоит порядка 200-400 евро. Но многие не ремонтируют эти катализаторы, потому что не каждый сможет каждый год тратить такие деньги. Поэтому автомобилисты убирают сломанные катализаторы и ставят глушилки и обманки и прекрасно ездят, не беспокоясь о выхлопе. Все это потому, что на нашем существующем низкокачественном высокосернистом топливе эти системы работают крайне недолго, — рассказал Эдоков.

Он считает, что в отсутствие топлива высокого экологического класса в Казахстане вводить требования о его использовании бессмысленно.

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

« »