_MG_4080

Финансовый саммит в Алматы: «Даешь скорее девальвацию!»

Мар 6 • Общество, Политика, Экономика • 1497 Просмотров • 1 комментарий к записи Финансовый саммит в Алматы: «Даешь скорее девальвацию!»

Казахстан начиная с прошлого года столкнулся с целой чередой вызовов. Это и падение курса рубля с нефтяными ценами, и нехватка теньговой ликвидности, и возможный банковский кризис. Можно ли при такой ситуации обойтись без девальвации и осталось ли хоть какое-то доверие у людей к финансовой системе? Ответы на эти вопросы искали участники второго ежегодного саммита CFOIdeaExchange&NetworkingEvent в Алматы.

 Участие в саммите приняли около 350 человек — руководители банковских, страховых и прочих структур, предприниматели, деловые консультанты и финансовые аналитики. День оказался весьма содержательным, поэтому мы не стали делать общий репортаж, а разделили его на три темы. В этом материале речь пойдет о самом болезненном в последнее время для казахстанцев вопросе — девальвации.

_MG_4049

Первым докладчиком стал директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов, который с невеселой улыбкой отметил, что ему хотелось бы говорить о чем-то хорошем, но придется о девальвации.

_MG_4214

Эта тема, отметил спикер, в Казахстане уже имеет целую предысторию. «В 1999 году в такой же ситуации я думал, что та резкая девальвация будет у нас последней. И не мог себе представить, что страна с более чем тысячью выпускниками «Болашака» опять пойдет на это», — начал с небольшого экскурса в прошлое Ораз Жандосов.

В то же время нынешняя ситуация специфична, считает экономист. «Она связана с рыночными ценами на нефть и другими продуктами нашего основного экспорта. С с тем, что у нас называется геополитическим кризисом, который сложно прогнозировать».

Проводить девальвацию надо, уверен Жандосов, но одной этой меры мало, нужен переход к плавающему курсу тенге, как это было в1999 году. Правда, вспомнил он, через полгода после этого сменились правительство и Нацбанк, и со свободного плавания, которое просуществовало с апреля по октябрь 1999 года, тенге снова вернулся де-факто к управляемому курсу.

«В ближайшие два месяца мы увидели, что из-за конкуренции со стороны российских товаров мы теряем рынок, — расставил точки над i в ситуации спикер. — Вряд ли это можно компенсировать через систему господдержки, субсидирование и предоставление кредитов бизнесу. Без восстановления справедливого паритета с российским рублем вернуть себе рынок не возможно, — заверил Ораз Жандосов собравшихся.

_MG_4242

Справедливо было бы рассуждать не только о финансовой девальвации в Казахстане, но и о девальвации доверия, порождающей слухократию, которая сейчас правит в стране единолично, сказал модератор панели директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.

_MG_4172

С вопросом, как можно решить эту проблему он обратился к главе образовательного фонда «Аспандау» Канату Нурову.

4_нуров

«От слухов как таковых нам не избавиться, и это нормально. Но проблема в том, что слухи становятся определяющим фактором в обществе. С одной стороны, мы имеем дело с рыночным взаимодействием гражданского общества, с другой — неработающие государственные институты. Никто не знает не только о том, какой будет политика у Нацбанка, у нас во всех сферах куча вопросов», — заметил Канат Нуров.

Слухократия коснулась и банковского сектора тоже, добавил Досым Сатпаев и вспомнил про прошлогодние ложные смс-атаки, которые показали уязвимость нашей банковской системы. Повысилось ли сейчас доверие к БВУ у населения, он попытался выяснить у главы «Народного банка Казахстана» Умут Шахяметовой.

5_шаяхметова

«Доверие как таковое есть, растут объемы депозитов, — ответила банкир. — Потеря доверия к власти вполне понятна, потому что к прошлогодней девальвации не были готовы ни банкиры, ни население. Наша большая политика предсказуема, а когда мы говорим о воплощении идей, они идут вразрез с ней. Мы говорим, что у нас рыночная экономика, но при этом растет государственный монополизм, присутствие государства в финансовых институтах нарастает, частному бизнесу не интересно участвовать в этом».

По ее мнению, доверие к банкам зависит не столько от них самих, но и от поведения правительства, потому что среда работы банков целиков зависит от системы регулирования. Кабмин в этом непоследователен, считает г-жа Шаяхметова.

Она привела пример: в Казахстане сейчас создан искусственный дефицит теньговой ликвидности, потом что регулятор боится, что эти деньги придут на валютный рынок и будут давить на курс нацвалюты.

«Это создает риск неплатежей со стороны юрлиц. Банки не кредитуют бизнес, одна компания не платит другой, они обе не платят зарплату сотрудникам, те не погашают кредиты, и у банков возникает кризис ликвидности, что может создать кризис в стране», — показала цепочку последствий Умут Шаяхметова.

6_общее фото сшаяхметовой

Государство создало своих «смотрящих» во всех сферах разных сферах, согласился с банкиршей Досым Сатпаев: в политике это партия «Нур Отан», в гражданском обществе — Гражданский альянс, в экономике — ЕНПФ и Национальная палата предпринимателей.

«Процесс укрупнения идет, и НПП, как тот Атлант, берет на свои плечи поддержку и развитие крупного, среднего и малого бизнеса, а они ведь игроки с разными целями и проблемами. И внутри таких крупных объединений появляется бюрократизация, собственная элита. Есть такой риск?» — спросил он у заместителя председателя НПП Юлии Якупбаевой.

_MG_4136

«Нас слышат, и есть внятные результаты того, как теперь чиновники разговаривают с бизнесменами. Мы работаем над стратегией развития, пытаемся посчитать предпринимателей во всех отраслях, мониторим госзакупки и наверняка найдем правильные варианты поддержки бизнеса», — заверила Якупбаева.

7_якупбаева

Обратившись к Оразу Жандосову, модератор предположил, что скорее всего, недоверие казахстанцев к нацвалюте это проблема отсутствия доверия к финансово-экономической системе в Казахстане в целом.

«Такое доверие основывается в том числе и на доверии к политической системе. Мы маленькая открытая экономика, и у нас нет барьеров для перехода из своей валюты в любую другую, для инвестирования своих капиталов в другие экономики. Это накладывает еще большую ответственность на правительство, а тут еще наше сырьевое проклятье и долги», — ответил Жандосов.

Политика, по его мнению, не должна зависеть от состава Нацбанка и кабмина, она должна быть привязана к фундаментальным показателям. И тут стране, к сожалению, не убежать от нефти и свободного плавания валюты.

Финальный и самый злободневный вопрос в этой панельной дискуссии прозвучал к ее участникам из зала: как спасаться предпринимателям после девальвации?

9_общее

«Стресс у них уже накопился, и он сам по себе не пройдет. Основная часть населения перешла в долларовые активы, и это создало проблему с базой теньгового фондирования, отразившись на реальном секторе. В торговле дела идут еще хуже, и ждать, что российская инфляции приведет реальный курс рубля к летнему курсу, неразумно. Чем раньше будет девальвация, тем лучше», — дал свой ответ Ораз Жандосов.

С ним согласился и Канат Нуров: «Общество уже приняло решение о девальвации и чем скорее она будет, тем лучше».

Аналогичная позиция оказалась и у Умут Шаяхметовой. Основная масса депозитов юридических лиц и физлиц уже переведена в доллары и в тенге не вернется, отметила она, поэтому решение о девальвации надо принимать быстро.

«Цена вопроса очень велика. По сути Казахстан сейчас тратит свои золотовалютные резервы на поддержку не только курса тенге, но и на поддержание российской экономики, потому что деньги Нацфонда идут на покупку российских товаров. Люди уже подготовились к девальвации: МСБ, банки, население захеджировали свои риски», — сказала глава «Народного банка».

Ее слова стали заключительной во всех смыслах частью девальвационной дискуссии саммита.

Во второй части нашего репортажа с саммита (ждите его в начале следующей недели) мы расскажем, есть ли у дедолларизации казахстанской экономики реальные перспективы и какие.

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

Один ответ на Финансовый саммит в Алматы: «Даешь скорее девальвацию!»

  1. Саммит проводится на ежегодной основе, активно освещается в самых известных СМИ Республики Казахстан и является значимым событием для всего финансового рынка Республики Казахстан.

« »