основное

Между медведем и зубром барсу неуютно

Июн 12 • Общество, Политика, Экономика • 623 Просмотров • Комментариев к записи Между медведем и зубром барсу неуютно нет

Россия вовсю пользуется своим ценовым преимуществом в ЕАЭС и ведет чуть ли не торговые войны с партнерами по союзу, Беларусь придерживается не менее жесткой политики с чужим экспортом и иностранными инвесторами, а Казахстан не знает, что ему делать среди этих хищников. Такие выводы напрашиваются после IV Алматинского бизнес-форума — 2015.

Нынешний форум, как указали его организаторы — Алматинская торгово-промышленная палата, был посвящен сотрудничеству и кооперации предприятий агропромышленного комплекса стран ЕАЭС, пишет сайт НАКАНУНЕ.kz. И хотя завидных гостей не было, приехали представители около трех десятков компаний из России, столько же из Казахстана и примерно десяток компаний из Беларуси.

Россияне заработают в Казахстане, а потратят у себя

После того как рубль рухнул и мир стал гадать, как в таких условиях выживет Россия, ситуация изменилась в неожиданную для всех сторону, начал свой спич во время круглого стола об особенностях ведения бизнеса в странах ЕАЭС представитель ТПП России в странах Центральной Азии Виктор Жигулин.

жигулин

По его словам, спрос на российские товары вырос. «Москвичи пешком ходят, а в Казахстане все больше машин ездит с российскими номерами. Я работаю в Казахстане уже девятый год и могу сказать, что еще в 2013 году мы гонялись за покупателями для нашей продукции. А после того как цены кувыркнулись, ко мне стали обращаться крупные казахстанские компании с просьбой найти российских поставщиков. И многие наши компании уже не ездят искать себе партнеров, они сами приходят к российским предпринимателям», — похвалился модератор.

Действительно, бодро подтвердил его слова торговый представитель РФ в Казахстане Александр Яковлев, торгово-экономические отношения между Казахстаном и Россией динамично развиваются. По его словам, самый высокий показатель товарооборота двух стран зафиксирован в 2013 году — более 26 млрд долларов.

яковлев

«В 2014 году было 19 млрд долларов, из них российский экспорт в Казахстан составил 14 млрд долларов, экспорт Казахстана в Россию — 5 млрд долларов. Казахстан в товарообороте России занимает 12 место, Россия в товарообороте Казахстана первое, после нее идут Китай, Нидерланды, Италия», — перечислил Яковлев.

За три месяца этого года товарооборот составил 3,5 млрд долларов: экспорт из Казахстана в РФ — 1 млрд долларов, из России в РК — 2,5 млрд долларов. В структуре российского импорта растет объем товаров с высокой добавленной стоимостью: автомобили и оборудование, продукция из древесины и текстиля, кожи. В казахстанском экспорте в России минеральные продукты занимают половину от общего объема, металлы и изделия из них примерно четверть поставок, продукция химической отрасли — 13%.

фото зал

Что касается инвестиционного сотрудничества, то по данным торгпредставителя России сегодня в Казахстане реализуется 58 проектов с участием российского бизнеса. Общий валовый приток инвестиций из России в Казахстан составил 15 млрд долларов, из них 1,5 млрд долларов — прямые инвестиции. Среди проектов российских компаний в РК он отметил сборку «Россельмашем» комбайнов и тракторов, их продажи составляют 300—400 единиц в год.

» Технику здесь собирать выгодно. «Россельмаш» не мог поставлять в Казахстан ни одного комбайна, но потом открыли здесь цех, делают отверточную сборку, и такое производство называется казахстанским. Во время тендеров произведенные в Казахстане товары получают преимущество», — объяснил Александр Яковлев интересы российского производителя в Казахстане.

Он упомянул также выгодное для российской стороны строительство автосборочного завода по производству легковых машин «Азия АВТО», сборку и сервисное обслуживание автомобилей марки «КамАЗ», проект «Русала» по добыче угля в Павлодарской области «Богатырь», модернизацию Экибастузской ГЭС, строительство ее третьего и четвертого блока, проводимые «Интер РАО ЕЭС», и активную работу «Билайна».

фото3

Российские инвесторы в Казахстане считают приоритетными для себя топливно-энергетическийсектор, цветную металлургию, добычу урана, телекоммуникации, банковский сектор. Предприятия Казахстана в основном вкладывают свои денежные средства в агропромышленный комплекс России, в частности в выращивание зерна, освоение плодородных земель, переработку и недвижимость.

«За декабрь-январь казахстанские предприниматели скупили в Сочи 50% жилья, 40% в Оренбурге, 40% в Алтайском крае. Руководители наших строительных компаний очень рады тому, что наши казахстанские друзья скупают объекты на стадии котлована», — широко улыбнулся Александр Яковлев.

Но самым эффективным направлением, которое нужно активно развивать в работе двух стран, он считает межрегиональные связи бизнеса. Если «Русал», «Лукойл» и «Газпром» могут обойтись без помощи торгово-промышленной палаты, то региональному МСБ помогать надо, пояснил свою заинтересованность в этом деле Яковлев. Между регионами РФ и РК заключено более 300 соглашений в разных отраслях экономики. В Казахстане на сегодняшний день зарегистрировано 35 тысяч иностранных компаний, 11 тысяч из них — российские.

«Некоторые наши губернаторы недовольны тем, что налогооблагаемая база уходит из регионов, но на самом деле прибыль, полученная в Казахстане, так или иначе попадает в Россию», — поставил точку спикер.

С Лукашенко шутки не шутят

Но не одни россияне знают, где ловится большая рыба. Как заметил во время своей презентации заместитель директора белорусской юридической компании «Арцингер и партнеры» Юрий Слепич, экономика его родной страны сильно зависит от экспорта: 60% дохода в бюджет обеспечивается за счет вывоза товаров.

слепич

За последние год законодательные основы ведения бизнеса в Беларуси сильно изменились, особенно в части привлечения иностранных инвестиций. «В течение двенадцати лет до 2014 года действовал инвестиционный кодекс, который предоставлял государственные преференции иностранным инвесторам. В прошлом году были приняты законы «Об инвестициях» и «О концессиях», уравнявшие отечественных и иностранных инвесторов. На определенном этапе развития это правильно», — считает Слепич.

Очень жестко соблюдается исполнение инвестиционного договора, который страна заключает с зарубежными инвесторами. Подписать его, получить участок белорусской земли под проект, а потом заморозить не получится.

«Есть пример, когда крупные российские компании заходили в страну с бизнес-идеями, им по договорам второго уровня, то есть подписанным президентом, выделялись лучшие места, но спустя какое-то время либо менялись планы, либо финансовые возможности и проекты не реализовывались в оговоренные сроки. В ответ на это государство отбирало землю и отдавало ее другим инвесторам», — рассказал юрист.

фото4

Инвестсоглашение первого уровня в Беларуси заключается с правительством, инвестор по нему освобождается от таможенных платежей при ввозе оборудования, материалов и сырья для проекта, а получаемая им прибыль проходит льготное налогообложение. Для такого документа даже бизнес-план не нужно иметь, достаточно зарегистрировать в РБ свое ТОО.

«Есть соглашение второго уровня, которое подписывает сам президент, оно предоставляет индивидуальные льготы инвесторам. Но там уже требуется план проекта, который около двух месяцев согласовывается с профильными министерствами, например Минюстом, Минэкономики. И они уже отправляют свои заключения в администрацию президента», — рассказал Слепич.

Для привлечения самых серьезных инвесторов под Минском при участии Китая создан технопарк «Великий камень», имеющий особый юридический статус. Резиденты этой зоны получают специальные льготы. «Многие бизнесмены опасаются, что не смогут вывести прибыль из Белоруссии. Но никаких проблем с этим нет, потому что это базовая гарантия для инвесторов», — подытожил выступление белорусский представитель.

«На наши цены не стоит обижаться»

Недолго осталось российским производителям радоваться своим торговым преимуществам, считает вице-президент Торгово-промышленной палаты РК Абдулла Кундакбаев. До конца года валютные условия между Казахстаном и Россией выровняются.

кундакбаев

«Будущее бизнеса лежит в совместных проектах, а не в прямом лоббировании экспорта товаров, которое сейчас мы видим во всем ЕАЭС. Поддержка бизнеса претерпевает изменения везде, и на нынешнем форум Казахстан похвалили за достижения в этом вопросе. Конечно, определенные успехи есть, но цыплят по осени считают, нужно смотреть, какую в итоге продукцию мы производим», — не купился на политическую лесть Кундакбаев.

Россияне по поводу своей продукции, однако, не обольщаются. Виктор Жигулин хорошо понимает, что спрос на их товары обусловлен не улучшением качества, а всего лишь девальвацией рубля. К валютной политике РК и РФ он относится скептически.

«Россия могла бы опустить нынешний курс рубля, ведь как только доллар начал падать, Центробанк стал скупать по 200 миллионов долларов в день. Казахстан тоже мог бы опустить тенге, но держит курс. Евразийская экономическая комиссия должна регулировать этот вопрос, но она не работает. Сидит куча бездельников, которые должны убедить президентов, но они этого не делают», — заметил спикер.

Воодушевившись пониманием коллеги, Абдулла Кундакбаев продолжил сетовать: «Предприниматели идут туда, где можно зарабатывать, и там остаются. В казахстанском производстве плодоовощной продукции маржа снизилась, животноводы и продавцы мяса говорят, что стоимость их продукции в последние годы не растет».

Но это представителя ТПП России задело за живое. «Почему не растет? Вы где покупаете баранину? За последний год она в два раза подорожала! — возмутился он. — А казы сколько стоит? Цена с двух тысяч почти до четырех выросла».

Да и не только в мясе дело. В Казахстане сейчас дорого все то, что не российское, запальчиво продолжил Виктор Иванович.» Я — москвич, в Казахстане пью пиво «Миллер», которое здесь стоит 1,8 доллара. Приезжаю в Москву, и там оно 0,9 доллара. Ладно пиво, контактные линзы в Алматы стоят 10 долларов, в Москве — 5 долларов», — с вызовом глянул он на своего коллегу.

Кундакбаев не стал обострять разговор и с примирительной улыбкой успокоил гостя: «Виктор Иванович, подождите, пройдет девальвация тенге, и цены снизятся».

Но тот был непреклонен: «Не умеют два государства договориться, и на этот наш искусственный российский приоритет в торговле — конкурентные цены — не стоит обижаться».

Обижаться не стоит еще и потому, что ним ни казахстанские предприниматели, ни потребители ничего не смогут сделать, добавил Жигулин. И прав ведь он: действительно, что уж тут спорить….

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

« »