Есть ли в Казахстане оппозиция?

Июн 26 • Общество, Политика • 6284 Просмотров • 8 комментариев к записи Есть ли в Казахстане оппозиция?

Последние несколько лет в казахстанском обществе все чаще задаются этим вопросом. «Нет у нас оппозиции, о чем вы?», «Давно всех уничтожили, а вы все молчите!», «А разве националисты и экстремисты — не оппозиция?», — такие комментарии можно увидеть в казахстанском сегменте социальных сетей.

Кто-то уверен, что оппозиции в стране нет, поскольку нет официальных организаций, пользующихся широкой электоральной поддержкой и предлагающих какое-то свое видение развития общественно-политических процессов. Другое мнение, что оппозиция – это те самые протестные группы, которые объединяются вокруг решения какой-то локальной проблемы. Мы решили поговорить на эту тему с экспертами.

Все остальное диссидентство

По мнению известного публициста Сергея Дуванова, оппозиция в Казахстане полностью уничтожена.

«Сейчас политической оппозиции нет, она ликвидирована властью полностью, — категорично заявил он и разъяснил свою точку зрения. — Есть оппоненты в лице отдельных фигур, их можно назвать диссидентами. Но оппозиция начинается с организации: когда возникает объединение людей, которое претендует на власть в этой стране, критикует действующую власть и выдвигает своих кандидатов на парламентские и президентские выборы. Во всем мире с точки зрения политологии именно это называется оппозицией, а все остальное диссидентство».

Существующие ныне «оппозиционные» партии, публицист таковыми не признает.

«Не могу считать оппозицией ОСДП и другие партии, которые себя так называют, более того, я не считаю их партиями вообще. Ведь по большому счету политическая партия — это та, которая борется за власть реально. Если наши нынешние «оппозиционные» партии в лучшем случае ничего не делают, а в худшем поддерживают эту власть, то какая это оппозиция?», — задается риторическим вопросом Сергей Дуванов.

Но он убежден, что шансы на появление настоящей оппозиции в Казахстане все-таки есть.

«Недовольство населения Казахстана будет только расти, потому что источники финансирования бюджета сокращаются. Скоро это приведет к тому, что дырки затыкать будет все сложнеее, и люди начнут возмущаться. Оппозиция, безусловно, появится, от этого никуда не деться, но вопрос — под какими флагами. Сейчас не могу сказать, кто будет оппонировать власти в будущем: националисты, исламисты, либералы, демократы или коммунисты. Все может быть. Кто первым вылезет на поверхность? Покажет время. Думаю, в течение, двух-трех лет все определится», — заключил Сергей Дуванов.

Есть власть — есть оппозиция

Если есть власть, значит есть оппозиция, убежден политик Амиржан Косанов.

«Нельзя говорить, что оппозиции вовсе нет в Казахстане. Есть оппозиционные персоны, группы, идеи. Согласен, что сейчас у нас нет ярко выраженной оппозиционной партии, какими в свое время были РНПК, ДВК, «Алга». Но среди населения есть оппозиционный настрой, протестный потенциал, просто они не организованы во влиятельную мощную силу, организацию. Согласен, что в таком виде оппозиции нет. У нас ее загнали, уничтожили. Как говорится, «иных уж нет, другие далече», — объяснил свою полицию политик.

По его словам, существовавшую оппозицию выгнали из правового поля, а вместо нее появились непредсказуемые для власти течения.

«Если с прежней оппозицией можно было вести цивилизованный диалог, следить за тем, соблюдают ли она законы, регистрировать или не регистрировать, то сейчас все иначе. Теперь власть столкнется с так называемой неправовой оппозицией в лице радикалов, экстремистов, различных религиозных фанатиков, террористов. Эта оппозиция более скрытая и опасная. Их можно назвать оппозицией, потому что они против существующего строя, порядка, и у них есть свои определенные цели», — утверждает Косанов.

Возродиться настоящей оппозиции, по его мнению, может поспособствовать два фактора..

«На мой взгляд, есть две платформы. Во-первых, гражданское поле — альтернативные СМИ, независимые НПО, персоны отдельные, у которых есть свои соратники, идеи. Например, национал-патриотические идеи, которые с каждым днем становятся все более популярными, приверженцы либеральных идей, отдельные люди в бизнесе. Во-вторых, внутри самой власти могут появиться оппоненты, потому что там идет грызня, все ближе постназарбаевский период. Вышли же в свое время из власти Акежан Кажегельдин, Серикболсын Абдилдин, Мухтар Аблязов, Галымжан Жакиянов. Оппозиция такая обязательно появится, для этого почва есть», — резюмировал Амиржан Косанов.

Оппозиционеры в тюрьмах или бегах

Как считает политик Серикжан Мамбеталин, наблюдающий за политическими процессами из Украины, на данный момент, в Казахстане нет оппозиционной силы.

«Оппозицией называется сила, которая готова прийти к власти и взять ответственность за народ и будущее Казахстана. Я такой силы не вижу. Оппозиция уничтожена, затравлена, запугана, обложена штрафами и находится в тюрьмах или в бегах», — обосновал он свое утверждение.

На его взгляд, оппозиции не будет, пока не сменится нынешняя власть.

«Можно конечно теоретически устроить Майдан и силой выгнать пожизненного президента, но не стоит тратить на это время и силы, легче дождаться его ухода. Вот тогда появится сила, которая будет бороться за власть и не одна. А пока нужно готовиться к постназарбаевскому Казахстану и изучать опыт таких стран, как Грузия, Украина, которые ушли из под влияния России и выбрали демократический путь развития. Оппозиция появится в любом случае, потому что скоро предстоит борьба за власть. А какая она будет зависит от нас и тех лидеров, кто ее поведет», — полагает Серикжан Мамбеталин.

ОСДП И КПК — вот наша оппозиция

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев уверен, что в стране все-таки есть силы, которые можно причислить к оппозиционным.

«Скажем так, у нас нет оппозиции, которая реально борется за власть. Но на сегодня у нас есть две партии оппозиционные — Коммунистическая партия Казахстана и Общенациональная социал-демократическая партия. По законам политологии, любая партия, которая не участвует в формировании правительства, уже сама по себе оппозиционная», — аргументировал он свою позицию.

Но политолог не отрицает и наличие в стране «народной оппозиции».

«Есть различные движения, группы людей, которые объединяются на почве социальных протестов. Например, женщины против сокращения декретных выплат, дольщики, ипотечники. Но это больше, спонтанная, ситуативная оппозиция, она появляется стихийно, пошумит и, если спадает острота вопроса или если им пообещают решить проблему, исчезает. Есть также национал-патриоты, которые тоже действуют ситуативно, в какой-то момент по определенному событию выступят, потом молчат, есть радикалы — экстремисты религиозного толка, но у них нет единого центра, каких-то цельных взглядов. Однако их наличие не стоит отрицать», — подвел итог Андрей Чеботарев.

Борода-самолет-ИГИЛ

В Казахстане оппозиция уничтожена или прикормлена, прямо ответил на наш вопрос президент фонда «Гражданская экспертиза» Данил Бектурганов.

«Реальных оппозиционных движений, тех политических партий, которые ратовали за создание в Казахстане либерально-демократической системы, основанной на верховенстве закона и регулярной смене акторов как гарантии политической стабильности, в настоящее время не существует, — констатировал Бектурганов. — Закрыта РНПК, объявлена экстремистской и запрещена «Алга» (ДВК). Даже извечный противник Компартия расколота, часть уничтожена, а часть превращена в ручную псевдооппозиционную организацию, которая борется против фаст-фуда».

Зачистив цивилизованное оппозиционное поле, казахстанская власть получит экстремистов, предполагает политтехнолог.

«Если раньше худо-бедно оппозиция все-таки канализировала протестную энергию, то теперь единственный выход – экстремизм. Раз собрание, два собрание, борода-самолет-ИГИЛ… и по этому пути идет все больше казахстанцев. И вместо протестного, но все-таки законопослушного оппозиционера с плакатом, которого легко и просто огреть дубинкой и посадить на 15 суток, мы получаем обученного убивать отморозка с гранатометом, который запросто взорвет и полицейский участок, и суд, и акимат… Пока, конечно, такого у нас нет, но где гарантии, что не появится?» — задается вопросом Данил Бектурганов.

Он считает, что отдельные протестные группы, существующие в казахстанском обществе нельзя назвать оппозицией.

«Есть мнение, что оппозиция – это те самые протестные группы, которые объединяются вокруг решения какой-то локальной проблемы, например, дольщики-ипотечники или защитники «Кок-Жайлау». Но у меня создается впечатление, что многие из «протестных» групп поддерживаются в «протестном» состоянии искусственно, — заметил наш собеседник и объяснил. — Мне кажется, что определенные люди наличием этих протестных групп, и, как следствие, якобы необходимостью противоборства с этими протестными группами, оправдывают свои высокие зарплаты и большие звезды на своих погонах».

Занимающиеся правозащитной околополитической деятельностью НПО, по словам активиста, тоже нельзя причислить к оппозиционным организациям.

«Многие из них имеют большой авторитет, но, увы, в узких кругах! — — считает Бектурганов — Многие реально защищают граждан от произвола. Однако, их, конечно, тоже нельзя назвать оппозицией, они малочисленны, не обладают никакой электоральной поддержкой и очень слабы ресурсно».

При определенных условиях, на его взгляд, национально-патриотические движения могут со временем вырасти в оппозицию.

«Они ведут разговор о внедрении казахского языка, о российской экспансии, о сайгаках, о гептиле – бесспорно, потенциально широкая и важная повестка дня. Однако организации нацпатов рассеяны и слабы и часто вместо того, чтобы выстраивать сотрудничество между собой, конфликтуют. Глубинной причиной этих конфликтов, на мой взгляд, является отсутствие общей идеологии, ведь даже в вопросе казахского языка есть умеренные взгляды, а есть и радикальные. Сформулировать же общую, устраивающую всех национальную идею не получается. Со временем, на мой взгляд, национально-патриотические движения смогут сложиться в оппозиционную политическую партию. Но для этого необходимо предпринять множество усилий со стороны самих нацпатов,к чему многие из них не готовы», — поставил точку Данил Бектурганов.

…Сложно сделать однозначные выводы из озвученных мнений. На поставленные вопросы мы получили совершенно разные ответы. Но в одном эксперты все-таки сошлись — в нормальной стране всегда есть оппозиция.

Назира ДАРИМБЕТ

26.06.2015

Похожие Записи

8 ответов на Есть ли в Казахстане оппозиция?

  1. ШП:

    Оппозиция- это не персоны и даже не структуры, а наличие иного мнения (и действия) на политическую и другие ситуации в стране. Она есть всегда и не зависит от формального или ментального признания ее.
    Существующая оппозиция в стране многогранна, разновелика. и совершенно адекватна властным ресурсам и возможностям. Когда говорят, что ее нет, то это о том, как она себя хочет видеть и позиционировать.
    Много оппозиции также не просто, как и ее ничтожность. Те, кто не доволен существующим реальным раскладом «общественных вещей» в стране, должны яснее проговаривать-а какую ситуацию они бы хотели в результате? Что бы их устроило в политической жизни страны? И главное как оно возможно, если возможно?

  2. ШП:

    Потому что когда говорят слова» надо» и «должно» и далее по тексту, абсолютно ясно, что это версии из мира грез людей, у которых есть на это время и ресурс.

  3. Басмач:

    Вот, то-то оно. Здесь оппозационеров читают экстремистами, террористами, врагам народа. Как в таком случае им быть здесь? Поле зачичена основательна. Даже стали забывать значение слова оппозиция! Диктатура одного еба не позволяет быть оппозицей.

  4. Мақсүт:

    Почему так легко и одномоментно развалился могущий СССР? Там не было оппозиционного клапана, а народ все больше и больше впал в безразличию. Сейчас у нас та же ситуация -старый самодовольный президент, до некуда коррумпированный , алчный власть и все это видящий и ненавидящий весь народ. Если так вся народ оппонирует властью -это очень опасно непредсказуемо, взрывоопасно. Такую силу так долго через страх удержать невозможно, поэтому нормальная оппозиция нужна самому властью.Иначе ждеть ее такая судьба как у СССР…

    • Ерлан:

      да нету оппозиции в Казахстане и это должно быть понятно. Простои пример заидите на саиты оппозиционных парии и делайте выводы. У нас нет их в природе все куклы. История нас рассудит. Хан шатыр не даром его так называют и делайте выводы. Дурак не поймет, а здравому человеку это укор на барекады друзья, нечего подыгрывать продажной власти. А да страшно напугали Украиной и т.д. тогда терпите пока они вас топчат. Где Ваше самосознание гражданская ответственность перед Родиной и семьёй.

  5. Ерлан:

    Да понять можно страх на уровне генов 70 лет не даром прошли. Понимаю страшно десантов сеичас нет этим и пользуется власть легко управлять безграмотной толпой. Остались единицы образованных людей понимающих последствия проводимой политики . Чего мы боимся зажили чуть чуть и бережём это. Подачку получили и тешимся этим. Я называю Казахстан страной Бутафории и очковтирательства, при общей необразованности населения. Люди очнитесь пока не поздно хватит этого семенного бизнеса корпорации Казахстан. Ну когда же у Вас появиться гражданское ответственность.

  6. пенсионер:

    Очень тревожно за будущее детей и внуков. Мы, не доверили жизнь страны, а как оказалось вынужнены были доверить или точнее приняли то, что нам было предложено и продолжаем принимать. Такой расклад принимают и наши дети. Видимо причина в том, что нет оппозиции, т.е. второго мнения не существует. Оппозиция, которая была, была слаба и решив свои материальные вопросы, устроив своих детей в более или менее теплые места, просто успокоилась. Мне больше всего не хочется войны, даже самой маленьькой, а ведь есть методы разговаривать,делиться мнением и решать глобальные вопросы без крови и арестов. Или нас, казахстанцев не интересует будущее нашей страны? Нам, пенсионерам очень больно видеть страну в таком состоянии.

  7. Александр Агарков:

    Страна рванула бы вперёд —
    Мешают рифы:
    Народ прогресса всуе ждёт…
    Растут тарифы.

    Мы были лучшие во всём —
    Сгубили взятки,
    Ещё лет триста подождём —
    Войдём в «тридцатку»

    Сайгу сгубили за панты,
    Как грязь на марше,
    Покуда есть в стране понты —
    Не будет краше!

    И «патамушта — патаму»
    Всё процветают,
    Ведь их совсем не по уму
    Воспринимают…

    Народ напрасно с неба ждёт —
    Небесной манны,
    Из под небес,за годом — год
    Шуршат послания…

« »