2500 тенге из каждого кармана на госзаказ

Ноя 25 • Политика • 597 Просмотров • Комментариев к записи 2500 тенге из каждого кармана на госзаказ нет

Казахстанские СМИ, живущие на деньги, выделенные из государственного бюджета под госзаказ, должны в первую очередь ориентироваться на отечественный контент и создавать добротные материалы. Казалось бы, с этим месседжем не поспоришь, но практика далека от реальности.

Кризис, безусловно, сказался на выделении рекламных бюджетов, прозвучало в выступлении  генерального директора агентства TNS Gallup Media Asia Татьяны Старцевой на ежегодной конференции по вопросам развития рынка СМИ Казахстана «Медикурултай» (прошла на прошлой неделе в Алматы).К слову, это может наблюдать каждый, обратив внимание, как много появилось в городе пустых билбордов— сокращается реклама, а следовательно, ужимается бизнес.

Вся эта ситуация не могла не сказаться на рынке СМИ, для которого, по идее, размещение рекламы является основным источником финансирования. Как отметила Татьяна Старцева, рынок рекламы в казахстанских СМИ сократился в среднем на 4%. Если в 2014 году он достиг 210 млн долларов, то, по оценкам этого года, за период с января по август объем рынка составил 154 млн тенге.

Доля рекламных бюджетов, выделяемых телевидению, не меняется на протяжении многих лет, это 64—70%. В этом году, по данным TNS Gallup Media Asia, телевидению досталась 67% из всех рекламных денег. Далее рекламные бюджеты распределились в порядке убывания: радио — 12%, печатные СМИ — 10%, наружная реклама — 6%.

При этом эксперт с цифрами в руках отметила, что ситуация с распределением рекламных бюджетов меняется — рекламодатели уходят из печатных СМИ и радио. Да и в целом рекламодателей стало меньше. В 2015 году этот показатель упал на 9% по сравнению с прошлым годом.

Большая часть рекламодателей остались с телевизионными каналами, это порядка 29% от общего числа.

У радио — 18%, у интернет-СМИ — 15%, у наружной рекламы — 13%, у печатных изданий — 9%. То, что большая часть рекламного пирога остается у телевидения, неудивительно, так как распределение рекламных бюджетов зависит от объёма аудитории, а самая большая аудитория остается в Казахстане у телевидения.

Но если рассматривать аудиторию в динамике, то налицо тенденция увеличение аудитории у интернета.

Как сообщила Татьяна Старцева, за 10 лет «рост аудитории в интернете проходит самыми активными темпами — плюс 48,6% с 2006. За этот же период аудитория печатных изданий снизилась на 25,3%».

Ежегодно увеличивается и время, которое тратит пользователь на интернет. Сейчас у потребителей СМИ 25% времени приходится на интернет, и этом показатель ежегодно увеличивается, 17% — на радио, 3% — на печатные СМИ. Ну и больше всего казахстанский потребитель тратит времени на телевидение — 55%.

Интересно, что в Казахстане аудитория телевидения остается высокой и даже наблюдается ее небольшой рост, тогда как в Европе еще в одах, с приходом интернета и мультимедийных форматов, рост телевизионной аудитории приостановился, а интернет-ресурсы же, наоборот, стали активно наращивать аудиторию. Благодаря мультимедийным форматам даже печатные СМИ в какой-то момент увеличили тиражи.

В продолжение темы распределения бюджетов выступила директор Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Казахстана Шолпан Жаксыбаева. Ее доклад представлял ситуацию с госзаказом на казахстанском медиарынке: как СМИ фактически попадают в зависимость от власти.

Она подчеркнула, что государство является одним из основных игроков в медиапространстве и основным рекламодателем, который активно влияет на формирование рынка СМИ.

«В 2013 правительство на госзаказ в СМИ выделило 43 млрд тенге, в 2014 — 48 млрд, в 2015 — 43 млрд тенге. В 2016—2017 на эти цели планируется выделить по 41 млрд тенге на каждый год, — сообщила Шолпан Жаксыбаева и добавила: — Поскольку финансирование госзаказа осуществляется из средств налогоплательщиков, то можно сказать, что в 2015 каждый житель республики выделил по 2,5 тысячи тенге на оплату госзаказа.

Далее она привела расклад, кому больше всего перепадает уже с «барского плеча» государства. Из денег, выделенных на госзаказ в СМИ, большую часть получило телевидение — 78%, печатные СМИ — 13%, интернет — около 6% и другое (продюсерские центры) — 3%.

Лидерами по освоению госзаказа в 2014 стали: ТРК «Казахстан», которая получила 16,8 млрд тенге, «Хабар» — 13,2 млрд тенге, АО «Казтелерадио» — почти 4 млрд тенге. Всего ТРК получили 8,5 млрд тенге в рамках госзаказа.

«Тот факт, что именно ТРК получают львиную долю госзаказов, объясняется тем, что телевидение имеет наибольший охват аудитории, — уточнила спикер, — При этом наибольшая часть денег из госзаказов распределяется между Астаной и Алматы».

Однако оптимизма от расходования денег налогоплательщиков на госзаказ Шолпан Жаксыбаева не испытывает. По ее словам, эта практика ведет к тому, что власти оказывают давление на СМИ. «Через государственный заказ правительство активно вмешивается в политику СМИ. Это происходит через определение тематики материалов. Среди этих тем — государственная информационная политика, послание президента, поддержка местных исполнительных органов», — уточнила эксперт.

Особнно печалит ситуация в регионах. «Мы провели опрос, — рассказала глава НАТ, — среди региональных телеканалов и спросили, оказывают ли местные и центральные власти на них давление через госзаказ. 70% опрощенных ответили утвердительно и 30% — отрицательно. Они рассказали, что местные власти используют госзаказ как средство шантажа. И в случае если СМИ, получающее госзаказ, «не так» осветит ту или иную тему, то не получит госзаказ в следующем году».

Эта пагубная практика ведет к тому, что регионы идут на уступки. Причем некоторые руководители СМИ признаются, что при получении госзаказа платят откаты.

Госзаказ развращает СМИ — они разучились работать, не создают ничего интересного, в итоге зритель в поиске более качественного контента переходит на другие ресурсы, назвала еще одну болезнь госзаказа спикер.

Шолпан Жаксыбаева не является ярым противником госзаказа, оговорилась она, так как понимает, что многим СМИ реально сложно выживать, особенно сейчас, в период экономического кризиса. Она считает, что нужен новый механизм для создания качественного, интересного и уникального казахстанского контента, который будет интересен, прежде всего, нашей аудитории.
…Фото с «Медиакурултая» взяты со страницы Казахстанского пресс-клуба.

Оксана МАКУШИНА

25.11.2015

Похожие Записи

« »