А кто пришел-то?

Фев 19 • Политика • 605 Просмотров • Комментариев к записи А кто пришел-то? нет

Была раньше популярная пьеса — «Смотрите, кто пришел!». Название ее всякий раз вспоминают при назначении нового начальника. Но почему-то в наше время хочется уже не только посмотреть, но и послушать, что скажет новый аким, министр, премьер, прези… ой, простите, оговорка. Между тем в Казахстане не принято как-то обосновывать назначение чиновников даже на очень влиятельные посты.

Например, меняется глава самого большого города страны. На место прежнего акима приходит человек, известный только своими спорными высказываниями о трехкратном использовании в Европе одной и той же воды. Ни тебе объяснений, почему именно он, ни программы — что собирается изменить, а что — оставить.

Но аким Алматы волнует только жителей Алматы, ну и пригородов — всего-то 2-3 миллиона человек. Рассмотрим лучше другой пример — министр образования и науки (да и науку брать не будем, ее без микроскопа трудно рассмотреть). Зато образования в стране — хоть отбавляй: 2,6 млн школьников, 0,5 млн студентов и почти миллион дошкольников. Сюда же надо приплюсовать их родителей, бабушек-дедушек, учителей, преподавателей вузов, чиновников и самого министра — вот и получится весь казахстанский народ.

И народу этому было бы интересно, почему Министерство образования возглавил именно Ерлан Сагадиев почему оказался не годен предыдущий министр Аслан Саринжипов, кроме несчастливого порядкового номера 13? Но никто не собирается это объяснять, как говорится, получите — распишитесь. Не Европа, чай, с Америкой.

Зайдем с другой стороны. Если не считается нужным обосновывать смену руководителя всего образования страны, то, может быть, сам новый глава МОН выразит желание рассказать, с чем пришел он на новый пост? Так нет, и он молчит третью неделю, вынуждая прессу сравнивать возраст, семейное положение, послужной список и ораторские навыки уволенного и принятого министров.

Благо, есть что сравнивать: Ерлан Сагадиев как-то выступил на форуме TEDxAlmaty 2013 и рассказал молодежи, на каком языке, по его мнению, следует учить детей в Казахстане. В школе его мечты «все технические специальности преподаются на английском, история и культура Казахстана преподается на казахском, история и культура стран СНГ на русском. Три обязательных языка. И наши дети это легко потянут».

Ну если потянут — это будет достойно Книги рекордов. Потому как нигде в мире школьники не учатся на разных языках не потому, что не «тянут», а потому что попробовали — и отказались. «Из многочисленных исследований мы знаем, что ребенок должен учиться на родном языке. Есть огромная разница между первым, вторым и иностранным языком. Ожидать, что предмет не на родном языке будет усваивается так же, как на родном, нелепо, — объясняла профессор КИМЭП Жулдыз Смагулова на заседании аналитической группы Кипр еще год назад. В итоге мы получим так называемый семилингвизм (полуязычие) — это когда человек толком не знает ни одного языка».

По данным Смагуловой, есть опыт Малайзии, Индонезии и других стран, где пытались ввести английский для некоторых предметов, и там сразу падал уровень образования. Те же страны, где все предметы ведутся на родном языке, показывают самые лучшие результаты. Новому министру эти результаты, похоже, малоинтересны — он опирается на свой опыт: до школы он говорил на казахском, в школе — на русском, потом — на английском. Тот факт, что языки менялись последовательно, а в школе он предлагает применять все три одновременно, никого не смущает.

Идем дальше. Радует, что у Ерлана Сагадиева есть самый разнообразный опыт в разных сферах деятельности. Он был вице-министром индустрии и новых технологий, основал два университета и крупную продовольственную компанию, руководил финансовым центром и давал советы премьер-министру. Кроме того, возглавлял проект оценки вступления Казахстана в ВТО. Правда, еще неясно, улучшит или ухудшит ситуацию в Казахстане это вступление, а значит, хорошо или плохо поработал г-н Сагадиев.

Любимое, судя по всему, детище нынешнего министра, Университет международного бизнеса (UIB), конечно, не Центральноазиатский университет, который оканчивал заочно аким Алматы Байржан Байбек. Но и лидером бизнес-образования UIB считают не все. С другой стороны, неплохо, когда есть конкуренция между вузами одного направления и одних стартовых возможностей, такими, как UIB и ALMAU (бывшая Международная академия бизнеса).

Главному «образователю» в стране явно не позавидуешь: половине дошколят не хватает детских садов; беспрерывные реформы вплотную подвели среднюю школу к хаосу; уровень высшего образования спустился ниже уровня советских техникумов. Сыну именитого академика Кенжегали Сагадиева понадобится весь его опыт и знания, чтобы исправить ситуацию. Надеемся, что Ерлан Сагадиев займется именно этим — работой над ошибками предшественников, а не домашним заданием или контрольным тестированием.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »