1342682826

Что дешевле — Средиземное море или Капчагай?

Мар 3 • Общество • 778 Просмотров • Комментариев к записи Что дешевле — Средиземное море или Капчагай? нет

От 30 до 100% — с таким разлетом цифр оценивают эксперты падение туристического рынка в Казахстане за последние полгода. Сходятся специалисты в другом: отечественные курорты пока не способны заменить казахстанцам пляжи Турции и красоты Таиланда.

Директор Ассоциации туристических агентств Казахстана Эльнара Етимова в интервью Tengrinews.kz сообщила, что «спрос казахстанцев на отдых за границей снизился примерно на 80%, при этом в долларовом эквиваленте цены остались почти на прежнем уровне».

Ее коллега из турагентства Kompas Tour Анна Загоруйко считает, что цены в валюте даже снизились: «Из-за мирового финансового кризиса в валюте цены на многие направления снизились, плюс топливо подешевело. Есть направления, которые даже в тенге не повысились, но в основном путевки, конечно, в тенге стали дороже. Однако не на 100%, а где-то на 10-30%».

Президент Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Асель Нуркебаева заметила, что падение курса тенге приведет к тому, что туристы будут покупать более дешевые путевки и на меньшее количество дней — но все равно в Турцию. В то же время «казахстанцы стали больше интересоваться местным туризмом… и в связи с этим некоторые (местные курорты) будут снижать цены», — пишет Tengrinews.kz.

Однако Лаура Галиева, основатель и руководитель туроператора KAZUNION, не согласна с коллегами. На наш вопрос, как можно оценить падение рынка, она ответила: «Конкретно по нашей компании, мы сейчас видим, что по сравнению с прошлым годом количество бронирований туров за рубеж не изменилось».

Но и г-жа Галиева отмечает, что «бюджет стал гораздо экономичнее». «И что самое интересное, повысилось количество запросов в самые разные страны, причем чаще всего в Болгарию, на Шри-Ланку, в Россию. Появляются нестандартные запросы, такие как, например, Занзибар».

Спрос на внутренний туризм, по мнению г-жи Галиевой, скорее всего, повысится по экономическим факторам, но в то, что отечественные курорты понизят цены, она не верит: «Возможно, повысят, так как много используется импортной продукции в гостиничном бизнесе».

Оценивая в целом зимний туристический сезон, Лаура Галиева отметила, что «выездной туризм пережил, наверное, одну из самых сложных зим, но выводы делать еще рано, так как зимний сезон считается завершенным в апреле».

Мунирам Ахметова, генеральный директор Khan-Turan Travel, тоже не согласна с оценкой главы АТАК. Она определяет снижение рынка в 40-50%, но никак не в 70-80%, и, вопреки мнению остальных, считает, что «ушел турист нижнего эшелона». Увеличения объема внутреннего туризма г-жа Ахметова не прогнозирует: «внутренний туризм не поднимется, пока нет должного и безопасного сервиса и адекватных цен на рынке».

Совсем другой взгляд у экономического обозревателя Дениса Кривошеева. Говоря об изменениях после девальвации, он был радикален: «С падением на 80% согласен, и падение это по сравнению с неудачным 2015 годом. Если посмотреть на 2007-й или 2012 год, то рынок практически испарился».

Перспективы местного туризма его тоже не вдохновляют. «Что считать внутренним туризмом? Если поездку к бабушке в деревню, то да, рост значительный. Вспомните, что творилось перед Новым годом в аэропорта, вокзалах, автостанциях. Это те люди, которые раньше на Новый год летали в Египет, Таиланд и прочие страны» — напомнил Кривошеев.

В Казахстане нет условий для внутреннего туризма, он неоправданно дорог, считает наш собеседник. Процитируем его мнение: «Везде ложь, от того, сколько звезд в гостинице, до полноценности завтрака, включенного в стоимость номера. Умение служить у нас тоже отсутствует, так что создается впечатление, что тебе делают одолжение, а не то, что ты платишь деньги за услугу. Не разработаны полноценные маршруты. Нет удобной навигации для путешественника. Коррупция, которая убивает желание путешествовать на авто». И дороги, которые зачастую проходимы только для спецтехники, добавим от себя.

Цены на местный отдых, и без того высокие, будут повышены, уверен Кривошеев. «Единственное, что останется удобным и доступным, — перелеты, и то не по всем направлениям. Благодаря «БекЭйр» появилась конкуренция, которая помогла довести цены до логического предела. Сегодня полететь этой авиакомпанией в Павлодар можно за 17 тысяч тенге, а вот национальный перевозчик сделает это за 33 тысячи, причем не обязательно сам. Может взять самолет классом ниже и совершить рейс, как это было со мной».

Отечественные горные курорты, на берегах озер и малых морей, недоступны простому человеку и сопоставимы по цене с лучшими турецкими предложениями, заметил наш собеседник, добавив: «Они предпочтут стоять пустыми, но не понизят цену».

Для развития туризма нужна особая культура гостеприимства, а не показушничества и напускной роскоши. «Можно остановиться в Ташкенте в домашнем отеле и жить как в «5 звездах», потому что тебе рады, — объяснил он. — Не готов у нас и бизнес. Туристические компании привыкли отправлять, оказывать услуги не умеют. Это хлопотно и сложно. Так что рынок сначала должен умереть, из него должен выйти весь советский дух, а потом родиться заново».

Вообще, снижение рынка выездного туризма показывает снижение уровня жизни населения в целом. «Это говорит о том, что у людей нет свободных денег и они сокращают траты. Первым попадают под сиквестр расходы на отдых, потом на развлечения, потом на одежду и дорогие продукты», — перечислил Денис Кривошеев.

Это-то понятно, удивляет другое: почему казахстанские курорты и отели не хотят воспользоваться ситуацией и привлечь к себе враз обедневших соотечественников? Есть у туроператоров и экспертов ответ на этот вопрос?

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »