«Мы хотели оживить историю театра»

Мар 15 • Общество • 380 Просмотров • Комментариев к записи «Мы хотели оживить историю театра» нет

Балетное платье Галины Улановой, афиши на латинице и эскиз самого Калмыкова — все эти сокровища могли рассмотреть вчера гости Гаухар и Досыма Сатпаева на открытии музея Государственного академического театра оперы и балета. Экспозицию открывала живая легенда казахского певческого искусства — Бибигуль Тулегенова.

Открытие музея оперного театра ничем не напоминало официально-протокольные мероприятия, обычные для таких случаев. Артисты, журналисты, искусствоведы, политологи, общественные деятели и заядлые театралы, почти сплошь знакомые друг с другом благодаря «Фейсбуку» и общим интересам, обменивались новостями и аплодировали молодым певцам, исполнявшим арии из опер нынешнего и прошлого репертуара театра.

Громкими аплодисментами встретили народную артистку СССР Бибигуль Тулегенову. «Музей в театре был, но после реконструкции он по непонятным причинам был закрыт. Экспонаты были сданы в архив республиканского музея, — вспомнила она. — Я счастливый человек, потому что присутствую при втором рождении театрального музея. В нашем театре были поставлены все казахстанские оперы и балеты, здесь впервые в Казахстане была поставлена мировая классика. Это наша история».

«Оживить историю» намеревался и директор ГАТОБ Аскар Бурибаев, представивший на брифинге авторов идеи и исполнителей проекта — семейную чету Гаухар и Досыма Сатпаевых. Именно по инициативе частного культурно-просветительского фонда Досыма Сатпаева и был возрожден музей.

В качестве мецената выступил известный бизнесмен Маргулан Сейсембаев, а размещением экспозиции занималась искусствовед Валерия Ибраева.

Она рассказал, что наиболее ценные экспонат, например, эскиз художника Сергея Калмыкова, были с трудом найдены в… плотницкой театра. Разбором «архива», отложив аналитику, занимался сам Досым Сатпаев, глава Группы оценки рисков.

В награду за труды Аскар Бурибаев вручил Досыму Сатпаеву стильный чапан, его супруге — вышитый жилет, а Магулану Сейсембаеву надели на голову шлем батыра.

«Музей – это мостик между легендарными артистами, которые творили в театре, и нашим поколением. Теперь любители классического искусства, приходя на спектакли, бонусом будут получать возможность прикоснуться и к истории театрального искусства», — сказал Досым Сатпаев.

Взяв под руку Бибигуль Тулегенову, директор театра повел гостей на третий этаж смотреть экспозицию.

Слева от входа под стеклом стоит манекен в костюме Евгения Онегина из одноименной оперы — монументальный, как командор Дон Жуана. Легко представить, как ночью, когда в театре гаснет свет, черная фигура выходит из своей стеклянной витрины и шагает по галерее, кивая своим собратьям. В ответ ему кланяются Кыз Жибек и Абай, Спартак и Спящая красавица.

В отдельном помещении можно увидеть уникальные афиши 30-х годов — например, с анонсами «закрытых» (для простых зрителей) спектаклей.

Есть даже афиша, написанная латиницей.

Эскизы декораций от известных художников Всеволода Теляковского, Анатолия Петрицкого, Гульфайрус Исмаиловой, семьи Ходжиковых ничем не уступали полноценным живописным полотнам.

«Вообще есть ощущение, что люди у нас вместе с уходом «бешеных денег» стали возвращаться к мыслям о вечном», — заметила журналист Ардак Букеева.

И действительно, настроение в залах музея, удовольствие, с которым общались пришедшие, ясно показывали: люди соскучились по высокой культуре, энтузиазму, положительным впечатлениям. Может, время торговых центров в Казахстане действительно кончается…

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »