Ответ трейдеров Минэнерго: «А нам все равно!»

Мар 4 • Интервью, Общество, Политика, Экономика • 1194 Просмотров • Комментариев к записи Ответ трейдеров Минэнерго: «А нам все равно!» нет

С 5 марта в Казахстан перестанут ввозить российский бензин и дизтопливо, пообещал в понедельник вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев. Запрет на импорт, по его словам, продолжится 45 дней. Ничего страшного, заверили нас трейдеры — страна без российского бензина не останется.

 Регулятор таким способом старается растянуть на весь год зарезервированный объем топлива из РФ, пояснил Мирзагалиев. «Это связано с тем, что у нас с Россией ежегодно подписываются индикативные балансы, в соответствии с которыми мы можем получить беспошлинно определенное, заранее согласованное количество ГСМ», — сказал он журналистам после расширенного заседания комитета сената, на котором обсуждался законопроект «О ратификации протокола о внесении изменения в соглашение между правительством РК и правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК».

По словам вице-министра энергетики, согласно планам, Казахстан в 2015 году должен получить от России 1,1 миллиона тонн бензина и 760 тысяч тонн дизельного топлива. Но уже в начале года он выбрал «большое количество из этих ГСМ». «Мы будем регулировать рынок для того, чтобы можно выбирать остаток необходимого нам топлива на протяжении всего года, чтобы у нас не возникало дефицита», — сказал Мирзагалиев.

При этом он пообещал, что действия Минэнерго не приведут к повышению цен на бензин в Казахстане, и отечественные НПЗ в следующие 45 дней будут полностью обеспечивать казахстанский рынок ГСМ.

Мы же в первую очередь решили связаться с заправочными станциями, реализующими ГСМ из России. Сотрудники на АЗС самого крупного трейдера — ТОО «Газпромнефть-Казахстан» — все, как один, заверили нас, что нет никаких причин для беспокойства.

— У нас есть бензин и всегда будет. Все наше топливо с Омского завода. Не переживайте, мы будем торговать, — с энтузиазмом пообещала девушка-оператор на одной из заправок.

В отделе реализации «Газпромнефть-Казахстан» настроены оптимистично и по-деловому.

— У нас есть запасы бензина, все будет нормально. И до того момента, как откроют границу, их хватит. То, что ее закрыли, еще ни о чем не говорит, — сказал сотрудник отдела Данияр.

После обвала рубля российский бензин подешевел в разы, объяснил в свою очередь глава консалтинговой компании «Улагат бизнес групп» Марат Каирленов.

Минэнерго это, по его мнению, не может не волновать, ведь такая конкуренция сторонних трейдеров может сделать производство отечественного бензина нерентабельным. К идее закрыть Казахстан от российского топлива г-н Каирленов относится двояко.

— С одной стороны, ограничивать конкуренцию на любом рынке не всегда хорошо. Если казахстанские производители хотят завоевывать потребителя, то пусть снижают себестоимость нефтепереработки. А то они вкладывают бесконечные миллиарды тенге в модернизацию НПЗ, а эффекта от этого нет. С другой стороны, радует то, что запрет на импорт бензина из России является, по сути, первой ласточкой в деле отстаивания собственных интересов, — считает Каирленов.

Отечественные бизнесмены, по его словам, задыхаются от дешевого российского импорта по всем позициям товаров, и государство вправе принимать адекватные меры в этом случае. Тем более что Россия регулярно закрывает свой рынок для белорусских и казахстанских товаров, добавил Каирленов.

В свою очередь экономический обозреватель Ден Стерлинг расценивает действия Минэнерго как попытку защитить местный рынок от дешевого бензина из России.

Но для него не понятно, как можно закрыть торговые границы, которых с запуском ЕАЭС между странами-участницами не стало. Особенно учитывая тот факт, что нефтяное российское лобби в Казахстане сильнее автомобильного и люди, которые отвечают за него в нашей стране, шутить не будут.

— За последние годы у нас ни разу не получилось защитить свои интересы в ЕАЭС, а если тут замешана нефть и бензин, то тем более ждать нечего, — считает Стерлинг. — Несправедливое ценообразование и непонятное регулирование в сфере ГСМ приводит к тому, что повышение стоимости нефти приносит проблемы, но ее падение тоже их создает.

По мнению обозревателя, конкуренция в нефтепереработке ужесточается, и ее все труднее регулировать. Но несмотря на это, государство не расстается с идеей полностью управлять топливным рынком. «И по-прежнему ничего не получается, что приводит к краху», — заключил Ден Стерлинг.

Ксения БОНДАЛ

 

Похожие Записи

« »