Если в деле «политика», Фемида слепнет и глохнет

Апр 26 • Политика • 991 Просмотров • Комментариев к записи Если в деле «политика», Фемида слепнет и глохнет нет

За «Трибуну» взялись всерьез. С таким месседжем вышли сегодня в Алматы на пресс-конференцию представители газеты и известные казахстанские правозащитники. Причем в дискуссии о ситуации принял участие и «виновник» преследования издания — капитан первого ранга в отставке Купесбай Жампиисов.

«Ряды независимых журналистов ставятся все меньше, в рейтинге свободы прессы Казахстан приближается к самому дну, сейчас он на 160 месте из 180, — так начал пресс-конференцию главный редактор газеты «Трибуна. Саяси-Калам» Жанболат Мамай. — Активизировалось давление на наше издание, полицейские буквально терроризируют бывшего собственника Асем Альмухаметкызы».

Главред напомнил всю историю. По его словам, в 2014 году отставной офицер Купесбай Жампиисов выиграл иск против газеты «Трибуна. Саяси-Алан», обязав собственника заплатить 2 миллиона тенге компенсации морального вреда. Большая часть суммы, 1,3 млн, была выплачена, заметил Мамай, погасить оставшееся в положенные полгода бывший собственник не смогла, но судебные исполнители по этому поводу ее не беспокоили. Однако перед выборами внезапно активизировались.

«28 апреля дело передали государственным судебным исполнителям. Они позвонили Асем и сказали, что «здесь замешаны большие люди» и будет возбуждено уголовное дело за неисполнение судебного решения», — продолжил Мамай. Через неделю позвонил дознаватель и вызвал Асем на допрос. Пока ей искали адвоката, судисполнитель обзвонил родственников, знакомых Асем и даже позвонил девушке, которая вместе с ней посещает курсы английского!

В конце концов Асем задержали прямо в центре города, на перекрестке, и принудительно доставили в РОВД на допрос. По словам Мамая, все вопросы, заданные Асем Альмухаметкызы, не касались исполнения судебного решения. «Ее спрашивали, почему ИП зарегистрировано на твое имя, не обидно ли тебе, что за тобой гоняются полицейские и невинного человека волокут в РОВД?» — так передал содержание беседы с дознавателем Ануаром Надирбаевым Жанболат Мамай.

У Асем Альмухаметкызы очень слабое здоровье, добавил Мамай, сразу после допроса ей пришлось взывать скорую помощь.

«Асем не публичный человек, не хочет светиться в этом деле. Учитывая ее состояние здоровья, возможен очень печальный исход. Я готов отвечать за каждое свое слово, — заявил Жанболат Мамай. — Но не трогайте эту девушку, это абсолютно далекий от политики человек, она никогда не влияла на редакционную политику».

А именно неугодную властям редакционную политику журналисты «Трибуны» считают причиной начавшего давления на издание. Как сообщил главред, в пятницу утром они получили еще одно письмо-претензию — на этот раз от ТОО «Алматыжарнама», директор которого С. Сыздыков тоже грозит подать в суд.

Кроме того, по непроверенной информации, типографии могут отказаться печатать «Трибуну», как это уже было с газетой «Республика» и журналом «Адам», добавил Мамай. «Ощущение, что идет полномасштабное давление. Возможно, не принято окончательное решение о закрытии, но идет попытка изменить редакционную политику, чтобы мы не печатали материалы на чувствительные темы типа «Панамагейта», — закончил он, напомнив, что с разорительными исками столкнулись также сайт «Накануне.kz» (20 млн), «Жас Алаш» (40 млн), «Адам бол» (50 млн).

Один из спикеров пресс-конференции, председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис предложил сравнить суммы, которые требуют с изданий за моральный вред, с суммами, выплачиваемыми в качестве возмещения за пытки: за пытки возмещается всего от 100 тысяч до миллиона тенге!

«Нет сомнений, что мы здесь уходим от юридической стороны и переходим в политико-правовую. Что дальше происходит, для меня это политика, а не право. Действия, мотивированные совсем другими соображениями. Не с должниками вы боретесь, а с изданием, — прямо заявил правозащитник и предупредил: — Устранение последних независимых СМИ оставит наше общество вообще без источников альтернативной точки зрения. Это не лучший путь».

«За прошлый год было рассмотрено немногим менее ста дел о защите чести и достоинства. Большинство решений вынесены объективно, и суммы компенсации вреда не превышали 50 тысяч тенге. Но повышенному, непомерному, необоснованному наказанию подвергаются независимые издания, — подтвердила слова Жовтиса глава фонда защиты журналистов «Адил соз» Тамара Калеева. — Пока наша власть реально не заинтересована в развитии независимых СМИ, реальной поддержке умирающей свободы слова, это продержится долго. Нам придется привыкать жить в условиях слежки и прослушки…»

Но другие участники пресс-конференции все же предложили некоторые шаги, кроме «привыкания». Так, Евгений Жовтис напомнил, что в конце июня Казахстан должен будет отчитываться о выполнении обязательств по соблюдению Международного пакта ООН о гражданских и политических правах за период почти 4 года, и в это время Комитет ООН по правам человека рассмотрит обращения СМИ и правозащитных организаций Казахстана.

Кроме этого, следует поставить в известность о ситуации спецдокладчика ООН по свободе выражения, и он вполне может отреагировать, как и представитель ОБСЕ по СМИ. Все эти механизмы работоспособны, подчеркнул Евгений Жовтис, в отличие от попыток жаловаться в казахстанскую прокуратуру или подавать в суд на незаконные действия судебного исполнителя.

«Когда есть политический подтекст, право перестает работать. Когда нет независимого правосудия, очень трудно ожидать, что будет соблюдаться закон. Подавать иски нужно, но трудно ожидать позитивного результата, — предупредил он и добавил: — У общества нет четкого отношения к свободе слова и СМИ. И это очень сильно ослабляет общество и не защищает СМИ».

Когда спикеры и присутствовавшие журналисты закончили обмен мнениями, свою точку зрения высказал «виновник» преследования газеты «Трибуна» Купесбай Жампиисов. Он призвал «вернуться к фактам».

«Я никакой крови не хотел! Никакого желания «Трибуну» не имел, никакой цели не было какую-то Асем ущемлять, даже мысли не было», — сразу заявил он. По словам Жампиисова, в газете ему были приписали слова, которые он не говорил. Но когда он пришел в редакцию требовать опровержения, ему ответили «встретимся в суде».

Жампиисов отрицает свою связь с главой администрации президента Нурланом Нигматулиным и другими «сильными мира сего». «Они полгода меня грязью поливают, — возмущался отставной капитан. — Я после этого попадаю в онкоинститут и прохожу лечение. У меня нет возможности нанимать наружное наблюдение или еще что-то. Прошло 2 года, и за это время никто со мной не встретился, и ничего не предлагал, и не извинился. Политическую окраску придает этому делу не Жампиисов, а те, кто, прикрываясь фразой о свободе слова, добиваются своей цели».

Выслушав противную сторону, журналисты стали расходиться, но Жампиисову не дал уйти Рамазан Есергепов, глава фонда «Журналисты в беде» и бывший главный редактор газеты «Начнем с понедельника». Он призвал Жампиисова, как аксакала, простить молодых журналистов.

Прислушался ли офицер к совету правозащитника, мы не знаем. Да и, честно говоря, вряд ли решение Жампиисова как-то отразится на газете. Его иск — только повод, такой же, каким был иск хирурга Адиля Кельдыбаева к газете «Взгляд». И, как и с газетой «Взгляд», на вопрос о судьбе СМИ будут отвечать совсем в других кабинетах.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »