«В годы кризиса цель-оптимум — это оставаться на плаву»
Вниманию читателей! Каждую неделю глава Палаты предпринимателей города Алматы, депутат и бизнесмен Артур Котенёв будет делиться своим опытом с представителями малого и среднего бизнеса. Для это мы открываем на сайте специальную колонку.
В своем послание Президент предупредил о предстоящих тяжелых временах и экономическом кризисе в 2015 году.
Казахстан уже переживал кризис 2009 года. В то время в сфере МСБ пострадало значительное количество компаний: из чуть больше 80 тысяч компаний 23 тысячи стали временно бездействующими. Причиной банкротства в большинстве случаев стал неверный менеджмент.
Учитывая мировые тенденции и желая помочь представителям МСБ избежать подобных ситуаций, в 2015 году мы открываем школу предпринимателей. В рамках этого проекта с его участниками будут делиться опытом уже действующие успешные предприниматели и антикризисные менеджеры.
Также мы будем запускать сайт, где предприниматели смогут проанализировать состояние своего бизнеса.
А пока как предприниматель с опытом хочу дать несколько рекомендаций.
В кризисной ситуации человек зачастую паникует и, как следствие, ошибается в своих управленческих решениях. Самые неправильные решения принимаются на эмоциях.
Далее нужно проверить, не попал ли ваш бизнес под «дрейф мира». Дрейф мира — это мировые экономические и технологические изменения, на которые мы не можем повлиять.
Технологии морально устаревают. Яркий пример тому — пейджинговый центр «Аспан». Никакие финансовые и прочие вливания не заставят людей пользоваться пейджерами в сегодняшних реалиях. Дрейф мира убил этот бизнес.
Еще один блестящий пример — бренд Nokia. Они допустили ошибочное управленческое решение, отказавшись внедрять новые технологии, когда случился дрейф мира, и не подчинились новым тенденциям. Если Samsung пошел по новому пути, то Nokia осталась на старой системе Windows, которая уже не является конкурентоспособной. Таким образом, из лидера и гиганта Nokia превратилась фактически в аутсайдера. Вот чем грозят неправильные управленческие решения.
Третье правило в кризисе — проверьте свой cash flow, чтобы убедиться, что вы не работаете в убыток. Если в ожидаемой перспективе у вас нет никакого четкого плана по поводу того, как вы будете выравнивать ситуацию, имеет смысл заморозить проект и переориентироваться на что-то другое. В условиях кризиса первыми будут страдать те компании, чей бизнес направлен на средний класс и чуть ниже этого уровня. Прежде всего, пострадает бизнес, который продает товары, относящиеся к элементам роскоши. В связи с этим настоятельно рекомендую использовать простой маркетинговый ход. Создайте три прайса. Первый — это действующий прайс, с ценами до кризиса. Второй — прайс с небольшой маржинальностью, который позволит вашему бизнесу оставаться на плаву. И третий — это прайс-дискаунтер, через который будут продаваться специальные предложения, а также тот товар, который нерентабелен.
Первый вы оставляете на всякий случай, третий — это способ избавляться от залежалого товара и получать деньги в оборот. Продвигать вы будете второй прайс, чтобы удержаться на плаву.
В годы кризиса цель-оптимум — это оставаться на плаву.
В другой раз мы поговорим о создании антикризисной команды.
Артур КОТЕНЕВ
Похожие Записи
«За что боролись, на то и напоролись! Про День независимости и годовщину Жанаозена»