Сколько должен стоить в Казахстане бензин?

Сен 5 • Общество, Политика, Экономика • 1864 Просмотров • Комментариев к записи Сколько должен стоить в Казахстане бензин? нет

Ситуация на топливном рынке становится все горячее. После того, как бензин самой ходовой марки АИ-92 стал исчезать на заправках, а цена на топливо повысилась на 11%, казахстанцы занервничали. Все прекрасно понимают, что за этим грядет повышение на все товары и услуги. Но ведь зарплаты и пенсии остаются прежними. Так и до волнений недалеко.

Пока народ нервничает, экономисты удивляются, как топливные компании так долго продержались с прежними ценами после февральской девальвации, и уверяют, что это не последнее повышение.

И действительно, в бухгалтериях топливных компаний, как нам сказали по секрету, уже делают расчеты на… 180 тенге за литр! Но чем может обернуться для страны такое повышение? И есть ли вообще «справедливая» цена на бензин? Эти вопросы мы задали соотечественникам, которые активно делятся своим мнением в социальных сетях.

1_бензин

Казбек Бейсебаев, активный блогер, а в прошлом сотрудник МИД РК, сказал, что ему, как потребителю, безусловно, хотелось бы, чтобы бензин был дешевле:

— Но есть законы рынка, которые диктуют свои условия. Скоро будет действовать Евразийский экономический союз и, соответственно, цены должны выравниваться. К тому же значительная часть потребляемого нами бензина российская. Почему? Потому что мы так и не построили за все годы новых нефтеперерабатывающих заводов. Почему не построили? Этот вопрос нужно адресовать наверх.

4_бензин

С аргументами Казбека Бейсебаева согласен Марат Толибаев, бывший вице-министр сельского хозяйства:

— Сложный вопрос: сколько должен стоить бензин. Здесь нет четкого ответа, 50 или 100 тенге. Все зависит от конъюнктуры рынка. Если мировая цена растет, цена должна и у нас расти. Если в соседних странах она выше, то и у нас должна быть выше. Абсолютно не согласен с тезисом, что в нефтяной стране бензин должен быть дешевле, чем в других странах. Это противоречит основам открытой рыночной экономики.

Если какой-то товар в мире растет в цене, то никто не будет продавать его в своей стране дешевле, чем он смог бы продать его за границей, рассуждал г-н Толибаев. Сдержать цены у нас можно, например, запретив экспорт или административно заставляя нефтяников продавать бензин в Казахстане дешевле. Но это пагубный путь. Он приведет к разрушению устоев рынка и в дальнейшем вызовет экономический кризис.

— Гораздо эффективнее использовать повышение мировых цен на нефть для увеличения налоговых сборов с нефтяников и уже с помощью этих дополнительных поступлений в бюджет смягчать давление цен на социально уязвимые слои населения, — закончил он.

5_бензин(1)

По мнению бизнесмена Булата Сыздыкова, цена на бензин АИ-92 должна быть зафиксирована хотя бы на нынешнем уровне 128 тенге — и не выше!

— Дальнейшее повышение стоимости до 180 тенге приведет к полному банкротству малого и среднего бизнеса, дистрибьюторов продуктов питания, товаров каждодневного спроса, так как существенная доля их затрат лежит в транспортных расходах.

Покупательская способность населения резко упадет, уверен он, что приведет к резкой стагнации всего рынка и значительно снизит прибыль производителей в пищевой промышленности.

— В итоге мы откатимся в нефтезерновую страну без каких-либо перспектив развития других отраслей. А отсутствие перспектив потянет за собой высокий уровень миграции населения, — считает он.

6_бензин

Пенсионер Сагат Жусип так же категоричен в своем видении ситуации с повышением цен на топливо:

— Повышение цены на бензин — это козырь для последующего роста цен на продукты питания, товары и услуги. Это повод для разгула всех цен! А что касается последствий, скажу — ничего не будет. Сознание нашего народа возвращается в трусливое состояние сталинского времени. Народ считает себя ничтожеством, пустым местом.

2_бензин

Ответ Александра Ляхова, вице-президента Интернет-ассоциации Казахстана, был предельно лаконичен: «Судя по тому, как любят у нас большие и прожорливые авто, цена на бензин у нас слишком низкая». Похоже, проблемы с парковкой, вечные пробки и загазованность в южной столице стали поводом для такой позиции г-на Ляхова.

3_бензин

Политолог Данил Бектурганов, наоборот, считает, затронутый вопрос настолько важным, что «коротким ответом тут сложно ограничиться».

— Начнем с того, что та точка зрения, которую озвучивают в комментариях высокопоставленные чиновники, в сути своей верна, — отметил г-н Бектурганов. — Если есть возможность продавать задорого сырую нефть, никто из бизнесменов не станет переделывать ее в бензин и продавать внутри страны задешево, ведь проще продать задорого за рубеж и не париться с производством.

Цена на нефть достаточно высока, вот и уходит она на экспорт, а бензин завозим, объяснил он. И цены растут, все логично. Но здесь еще один аспект. Где дешевый бензин? У арабов, у туркмен и узбеков.

— Согласитесь, экономики тех же арабов или узбеков сложно назвать рыночными. Там есть жесткое госрегулирование, нефтеперерабатывающие заводы принадлежат госкорпорациям — читай, государству, — напомнил наш собеседник. — Государство, понимая, что в случае подорожания топлива подорожает вообще все, а это прямая дорога к бунтам и революциям, держат цены на мусорном уровне, резонно считая, что дешевый бензин — небольшая плата за возможность оставаться у власти.

Казахстан же декларирует, что твердо стоит на рыночных рельсах, и должен двигаться так же, как и развитые страны, следовательно, уровень цен тоже должен быть примерно таким же — минус, может быть, расходы на доставку. Это одна сторона медали. Другая сторона — уровень доходов.

— Тут, как говорится, без комментариев. Сколько полных баков может залить на свою зарплату средний американец и средний казахстанец — несопоставимые цифры, — добавил г-н Бектурганов и тут же предложил выход: — Государство, вместо всяких потемкинских деревень типа ЭКСПО и универсиады с олимпиадой, должно просто дотировать каждый литр. Цена в 128 тенге за 92 бензин — причем, отметьте, отвратительного качества — уже завышена. 100 — максимум, не более. Остальное — госдотация. Конечно, при таких раскладах к нам могут хлынуть заправляться киргизы и россияне — но это вопрос, по большому счету, технический. Решить его вполне можно, для этого есть и силы, и средства, и службы. А поправки соответствующие в законодательство внести — как мы знаем, вопрос 18 минут.

Если же все пустить на самотек, предупреждает политолог, литр того же 92-го бензина очень скоро станет 200 тенге. И это будет просто коллапс: подорожает все минимум в 2 раза.

— А когда хлебушек станет по 120, а картошечка и макароны по 300 тенге при тех же зарплатах и пенсиях — это революция, причем без всяких оппозиций и госдепов, своя, нерукотворная — голодный бунт называется, — сказал он в заключение. — Так что игры с ценами на бензин — это игры с огнем.

Оксана МАКУШИНА

 

 

Похожие Записи

« »