«Требуй верблюда — дадут барана»

Июл 3 • Общество, Политика, Экономика • 1649 Просмотров • Комментариев к записи «Требуй верблюда — дадут барана» нет

А попросим барана — дадут таракана, считают неплатежеспособные заемщики, пикетировавшие Нацбанк

Второго июля возле головного офиса Национального банка в Алматы собрался пикет проблемных заемщиков, требовавших списания кредитов. К ним вышли представители Нацбанка, но диалог складывался с трудом.

Акция была назначена на 10.00 утра, но в это время пикетчиков было еще совсем мало, заемщики стояли небольшими группами по периметру всего здания Нацбанка.

Журналисты предположили, что так задумано специально, чтобы сбить с толку «правоохранителей». Однако доблестная полиция, по всей видимости, прибыла на место задолго до десяти утра. Неподалеку стоял автобус со спецназовцами.

1_менты

Чем мы хуже банков?

В итоге на пикет собралось около ста человек. Через полчаса приехала известная общественная деятельница Канагат Такеева, к которой тут же стал подтягиваться народ. Люди стали задавать ей вопросы и просить советы каждый по своему делу.

Не упустили возможности пообщаться и журналисты. Акция протеста, еще не начавшись, приняла форму спонтанной пресс-конференции, спикером которой стала г-жа Такеева.

2_такеева

— Мы сейчас требуем признания в отношении нас такого же форс-мажора, как было в отношении банков второго уровня, — сказала она.

— Что вообще сейчас здесь будет?

— Надо просить верблюда, чтобы получить барана. Если мы сейчас попросим барана, нам дадут таракана — ответила за нее другой активист, председатель «Комитета бездомных» Дильнар Инсенова.

— А «мы» это кто?

— Физические лица, заемщики, которые являются контрагентами банков, – объяснила г-жа Такеева. — Кредиты брали кто на жилье, кто на бизнес. Мы не отделяем физических лиц и МСБ. Мы знаем прекрасно, что те 250 миллиардов, которые дополнительно на выкуп проблемных кредитных займов выделил из Нацфонда Назарбаев, уже распиливаются. И они (те, кто распиливает — авт.) поэтому не знают, что теперь сделать и как отвязаться. Сто миллиардов уже ушли, никому из заемщиков они никак не помогли. Весь бизнес стоит арестованный!

— Почему люди не могут выплачивать кредиты?

— Основная причина — отсутствие рабочих мест. Второе – большой уровень инфляции. Третье – две девальвации. Сам Назарбаев говорил, что такого глобального кризиса в мире еще не было. То, что нам сейчас предлагают банки второго уровня, реструктуризацию, сейчас не сможет вытащить нас на поверхность. Если бы предложили эту программу в 2009 году, то мы бы еще как-то выкарабкались, но сейчас, на фоне тотальной безработицы, мы не сможем уже выйти.

По словам активистки, у фонда «Улагатты жануя», который занимается проблемными заемщиками, есть списки неплательщиков с указанием причины их неплатежеспособности, и среди них 99% не имеют работы.

— Наши люди – это не нахлебники и не хапуги, — втолковывала она. — Мы предлагаем тройственное соглашение, где государство взяло бы на себя обязательство по обеспечению работой, чтобы люди могли вернуть кредиты.

Заемщики убеждены, что основная вина лежит на правительстве: «из-за его халатности мы оказались сейчас в такой ситуации».

— Два года свирепствовал мировой кризис в Европе, только потом пришел к нам. Они прошляпили все это, разорили производство, сельское хозяйство, рабочих мест нет.

— Сколько сейчас у вас таких проблемных заемщиков?

— Тех, кто находится в состоянии неплатежеспособности, около 800 человек. Когда говорят, что по Казахстану 200 тысяч неплатежеспособных заемщиков — это наглая ложь. Четыре триллиона тенге (задолженности), о которых говорит Келимбетов, – это тоже наглая ложь. Какие там триллионы? У нас даже не будет 50 миллионов, понимаете? Не надо обманывать, за счет нас выбивать эти деньги и списывать опять своим родственникам. Мы точно знаем своих неплатежеспособных и мы эти суммы требуем, говорим — списывайте, потому что мы не можем платить.

— У вас есть конкретная сумму долга?

— По нашим заемщикам 9 337 000 долларов, по другим, я думаю, что примерно такая же сумма. Это проблема, я считаю, временная. Нужно женщинам вернуть статус женщин и вернуть их на кухни. Неужели это так трудно, когда наше государство тратит 700 миллионов (тенге) на три дня, чтобы отпраздновать и пригласить элитных певцов (на День Астаны — авт.)?

Договариваться надо, а не бастовать

Недалеко от импровизированной пресс-конференции, расположившись на капоте легкового автомобиля, несколько женщин писали заявление на имя председателя Национального банка, чтобы им списали кредиты за оды в связи с мировым кризисом.

3_заявление на капоте

Когда наконец к людям вышла представитель Нацбанка, советник Кайрата Келимбетова Гульбану Айманбетова, ее сразу окружили плотным кольцом, засыпая вопросами и репликами. Люди кричали наперебой, не давая вставить ей слово, требовали, чтобы вышел сам председатель Нацбанка.

4_Гульбану Айманбетова

Одна из женщин с рукой в гипсе говорила, что ее избил судоисполнитель: «Как вы допустили до такого?!».

5_со сломанной рукой

Я хотела бы, чтобы конструктивно решались вопросы списания кредитов, приостановления выселения. Иски кто подал? Банки подали. То есть нужно вести переговоры с банками, – попыталась наладить диалог г-жа Айманбетова. — Сейчас руководство начинает переговорный процесс с каждым банком, вам нужно объяснить все пути, какие есть. Это ваш выбор будет – будете вы соглашаться или нет.

По словам Айманбетовой, прекратить выселения будет возможно, только если заемщики согласятся на реструктуризацию долга. Советник пригласила всех, кто готов к переговорам, встретиться в тот же день в 14.30 уже по другому адресу.

Мы спросили у советник председателя Нацбанка, каковы перспективы у неплатежеспособных заемщиков.

— Будет перспектива, если они будут идти на конструктивные диалоги с банками. То, что они требуют – это три таких кричащих момента. У кого-то уже есть судебное решение на выселение, у кого-то еще лежат в судебных органах разбирательства о выселении или изъятии их залогового имущества. Поэтому в любом случае надо вести диалог с банками. В этом отношении Нацбанк может обеспечить этот диалог. Мы не вправе, да и вообще ни один госорган не вправе вмешиваться в судебные разбирательства. Есть даже уголовная ответственность за вмешательство в судебные дела.

Банки согласны работать с проблемными заемщиками индивидуально, сообщила она.

— У каждого свой случай, у каждого свои проблемы, у каждого залоговое имущество разное. Вот на этот диалог мы призываем их идти, а не просто ходить толпой и бастовать, — сделала вывод г-жа Айманбетова.

— Есть ли шанс у этих людей, что им пойдут на встречу?

— Я думаю, да. Банки готовы идти, но в индивидуальном порядке, а не списком!

«Мы умоляем банки»

Мы обратились за комментарием еще к одному представителю Нацбанка, заместителю директора департамента по организационной работе Александру Терентьеву.

6_тереньтев

— Законны ли требования заемщиков, по Вашему мнению?

— Проблема существует. Законность или незаконность я определять не буду.

— Какие меры будет принимать Нацбанк?

— Нацбанк принимает серьезные меры. Создана рабочая группа, в рамках рабочей группы создана комиссия, которая работает, составлены списки. Работа огромная, мы с банками встречаемся каждую неделю. Банки очень тяжело идут пока на это. Но мы их убеждаем, мы их умоляем, чтобы проблемы решались.

— Вы на стороне заемщиков?

— Мы на стороне справедливости. Понимаете, разные вопросы существуют, проблемы надо решать. Людей бросать нельзя. Как решать — это другой вопрос. Многие люди, которые здесь присутствуют, извините, тоже имеют огромные кредиты.

…Заемщики еще долго не расходились, а на встречу по поводу реструктуризации, судя по всему, собрались пойти немногие.

7_сидящие

Гузяль БАЙДАЛИНОВА

Похожие Записи

« »