«Онай» в Алматы идет совсем нелегко

Янв 26 • Общество, Политика • 1182 Просмотров • 2 комментария к записи «Онай» в Алматы идет совсем нелегко

Безналичная оплата проезда не соответствует законодательству страны. Об этом заявил юрист Руслан Кожахмет, известный своим противостоянием с китайской компанией «Синопек». Руслан намерен проехать «зайцем», чтобы спровоцировать штраф и доказать в суде незаконность «Онай».

Неприятности у системы «Онай» (с казахского — «легко») начались сразу после введения. Утром 11 января, сообщал КазТАГ, оплату наличными принимали в автобусах №56, №127, №86, №32, №37, №65, №67, №31, №118. Причем в автобусе №65 работал валидатор.

18 января забастовали водители — в знак протеста против безналичной оплаты водители более 10 автобусов 65 маршрута выстроились вдоль обочины по пр. Абая. Дело кончилось тем, что восьмерых зачинщиков отстранили от работы и пообещали привлечь к отвественности.

В среду, 20 января, в дело вступили уже пассажиры. Сотни жителей пригорода перекрыли проспект Раимбека в районе автовокзала «Саяхат». После внедрения системы «Онай» водителям областных маршрутов запретили возить пассажиров в черте города, и они стали высаживать всех у автовокзала. Автобусов на всех приехавших не хватило…

На следующий день алматинский адвокат Марат Усипбеков подал иск на TOO «Транспортный холдинг Алматы» с требованием вернуть бумажные билеты. Он считает, что система «Онай» нарушает требования п. 5 ст. 7 Закона РК «О защите прав потребителей», где говорится о свободном выборе услуг. «А именно, с внедрением системы электронного билетирования ответчик нарушил право граждан, исключив такие способы оплаты услуг перевозчика, как наличный расчет и приобретение проездного билета», — написал он. Кроме того, юрист счел незаконным отмену проездных билетов.

Кстати, по поводу проездных вопрос, похоже, решился. Сегодня пришла новость, что проездные билеты решено восстановить. «Думаю, завтра на маслихате, если депутаты поддержат, мы примем такое решение, что будут восстановлены проездные билеты. До 7 лет, вы знаете, дети бесплатно ездят, дети школьного возраста – 1 тысяча тенге, пенсионеры – 2 тысяча тенге, причем в этой категории не было многодетных матерей, дается скидка 50%, которая будет субсидироваться из местного бюджета, и 2 тысячи тенге для многодетных матерей плюс 3 тысячи тенге для студентов», — порадовал алматинцев аким города Бауыржан Байбек.

Вообще, г-н Байбек является горячим сторонником системы «Онай». Похоже, без его всемерной поддержки реформа вряд ли была возможной. Одно то, что под давлением акима транспортные компании согласились принять под материальную отвественность дорогостоящие терминалы оплаты, о многом говорит. С корейскими валидаторами такой «фокус» не прошел.

«Это большая, несколько лет назад начавшаяся работа с карточкой «Онай» выводит эту большую отрасль (пассажирских перевозок) из серой зоны, — сказал Байбек 22 января на совещании по итогам социально-экономического развития Алматы за 2015 год. — Она позволит нам обеспечить максимальную прозрачность, обеспечить качество. Мы на 90% прошли эту реформу. Основная масса, подавляющая, довольна, потому что качество будет повышаться, и самое главное, те деньги, которые сегодня поступят в бюджет, мы опять направим в эту отрасль».

Однако юристы не успокаиваются. Следующим подал голос Руслан Кожахмет. Поддерживая в целом систему «Онай», он обратил внимание на допускаемые при ее внедрении и использовании нарушения законодательства Республики Казахстан.

«Порядка 172 человек были привлечены к административной ответственности за уклонение от оплаты проезда. Водители отдельных маршрутов привлечены к административной ответственности за безбилетный провоз пассажиров по п. 9 ст. 623 Кодекса РК об административных правонарушениях. В социальных сетях и в комментариях интернет-порталов наблюдались жалобы на привлечение сотрудниками новообразованной местной полиции г. Алматы к административной ответственности физических лиц по ч. 2 ст. 622 КоАП РК», — пишет он в своем заявлении в городскую прокуратуру.

Проанализировав соответствующие нормы Гражданского кодекса, законов РК «О транспорте в РК», «Об автомобильном транспорте», юрист обнаружил, что «платежи на территории Республики Казахстан могут осуществляться как в виде наличных так и безналичных расчетов». Любая поездка пассажира должна быть оформлена проездным билетом и/или багажной квитанцией.

При этом в «Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» от 26 марта 2015 года указано, что «41. Оплата проезда, провоза багажа на маршрутах регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром наличными деньгами кондуктору (водителю) или через систему электронной оплаты за проезд.

  1. Факт оплаты проезда, провоза ручной клади в городском (сельском) сообщении за наличные деньги фиксируется выдачей пассажиру проездных документов (билетов)».

Транспортная карточка «Онай» является видом платежной карты и не относится к проездным билетам, замечает Кожахмет. Она подпадает по признаки, которые указаны в пункте 19 Закона РК «О платежах и переводах денег», а именно то, что «платежная карточка — средство доступа к деньгам через электронные терминалы или иные устройства, которое содержит информацию, позволяющую держателю такой карточки осуществлять платежи, получать наличные деньги, производить обмен валют и другие операции, определенные эмитентом платежной карточки и на его условиях».

В законодательстве РК закреплено единственное исключение для использования наличности и распространяется оно на юридических лиц, когда платежи проходят между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя.

Таким образом, за физическими лицами остается право оплачивать по своему выбору либо наличным либо безналичным платежом, но обязательно в тенге. «Карточка «Онай» не является исключением из этого правила, а плательщики проезда по транспортной карточке «Онай» — безбилетники!» — делает вывод юрист.

«Однако к административной ответственности по ч. 2 ст. 622 КоАП РК (Уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте) были привлечены 172 физических лица, которые не приобрели карточки «Онай» по различным причинам, а в их законном праве оплатить наличными деньгами проезд в общественном транспорте г. Алматы было незаконно отказано», — продолжает свое заявление в прокуратуру Кожахмет.

Он считает, что сотрудникам полиции г. Алматы необходимо было привлекать к ответственности тех лиц, которые отказывались принимать наличные деньги, а не тех, кто их предлагал принять в счет оплаты проезда и принимал (привлеченные водители общественного транспорта).

Пока ответа на свое заявление Руслан Кожахмет не получил, известно только, что 20 января городская прокуратура препроводила документ для рассмотрения в прокуратуру Ауэзовского района г. Алматы, которая 21 января для рассмотрения по существу направила его в управление пассажирского транспорта г. Алматы и ДВД г. Алматы.

Подождем ответов от госорганов с надеждой, что последствия спешки, с которой ввели безналичную оплату на транспорте в Алматы, будут ликвидированы, а город получит так необходимый ему и по-настоящему общественный транспорт.

По поводу развития самого транспорта тоже есть две новости: плохая и хорошая. Начнем с хорошей: в ближайшие полгода Алматы должен получить 200 новых российских автобусов. Власти надеются заменить те дымящие развалюхи, которые до сих пор ковыляют по улицам. Ну а плохая — что с падением тенге резко увеличились расходы траспортников на запчасти, и они собираются требовать поднять тариф. По их словам, нынешний скоро будет приносить одни убытки.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

2 ответов на «Онай» в Алматы идет совсем нелегко

  1. Васька бегемот:

    Хотим мы или нет, но повышать стоимость проезда НАДО! В противном случае перевозчики будут работать в убыток или оставят Байбеку без штанов, ибо он вынужден будет дозировать их.

  2. Елена:

    Онай воруют деньги! Проверяю баланс через хомбанк… то -1 поездка, то закидываешь одну сумму, никуда не выезжаешь (особенно в выходные) а на балансе уже другая сумма!

« »