А для кого мы строим Казахстан?

Апр 8 • Общество, Политика, Экономика • 6018 Просмотров • 1 комментарий к записи А для кого мы строим Казахстан?

Есть такое выражение: «Дети – наше будущее», и от того, какими они станут, зависит, в какой стране мы будем жить. А какими они станут, в свою очередь, во многом зависит от того, что же мы в них вкладываем.
За последние пару лет реформы в сфере образования бьют все рекорды: тут тебе и 12-летнее образование, и в школу с шести лет, и электронное обучение то замораживают, то снова воскрешают за 5, 3 млрд тенге. Однако давайте по порядку.
Идея с 12-летним образованием, против которой выступали все специалисты, включая психологов и врачей, пришла в голову нашему министру еще в 2013 году. И несмотря на явное недовольство и аргументированность со стороны экспертов, он его тем не менее ввел, потратив целое состояние (речь о миллионах народных денег) на сомнительные эксперименты.
В результате этих экспериментов министр все-таки пришел к выводу, что двеннадцатилетка никуда не годится. Одним из доводов стало отсутствие дальнейшего финансирования. Участники эксперимента в шоке: они отучились лишний год. Вы думаете, наш неугомонный г-н Аслан Бакенович Саринжипов понял свои ошибки? Отнюдь.
Сейчас активно идет обсуждение обязательного образования с 6 лет, что уже имеет серьезные последствия. Недаром в продуманное советское время, где слово «планирование» было реальным, а не воздушным, деток отдавали в школу с 7 лет: с этого возраста можно безопасно нагружать детское зрение.
Против физиологии, как известно, не попрешь, говорили медики, и МОН их слушало. Чем мотивировали свое решение в МОН нашего времени, до конца трудно понять. Возможно, это оригинальный способ решить дефицит мест в детских садах за счет здоровья тех самых детей. А может, это обеспечивает работой наших медиков, кто знает.
Так или иначе, любая реформа – это большие деньги. Как мы видим выше, миллиарды тенге. Запомните эту цифру — миллиарды. Согласитесь, что в эпоху кризиса творить такие вещи по меньшей мере недальновидно.
Кстати, не только по количеству реформ Министерство образования во главе с г-ном Саринжиповым бьет все рекорды, но и по уровню коррупции. Так, согласно данным «Нур Отана», в период с 2013-го по 2014 год коррупция в Минобразовании увеличилась почти вдвое, что привело к абсолютному лидерству в этом вопросе ведомство г-на Саринжипова. А может, это просто связано с тем, что на работу в Минобразования берут коррупционеров?
Поскольку министр образования — реформатор, ему некогда уделять время кадровой политике своего ведомства, и он слишком занят вопросом качества учебников. Острую проблему качества учебников г-н Саринжипов воспринял по-своему: за два года он поменял их дважды, однако их качество при этом становится хуже и хуже. Например, интересные задачки в учебнике по математике с конечными ошибочными результатами. Родители с советским образованием, которое, к слову, считалось лучшим в мире, сейчас пребывают в тихом шоке, выполняя домашние задания со своими чадами.
С 2013 года Казахстан, по данным ВОЗ, выбился в лидеры по детским и подростковым суицидам. Пик детской наркомании и алкоголизма приходится на этот же период. Предложенные меры министерством образования в виде телефона доверия вызывают лишь улыбку. С детьми такая вещь, как телефон доверия, не работает. Об этом знает любой специалист, но экспертные мнения наши министры при внедрении очередной реформы не спрашивают.
Представьте себе такую картинку: мальчик влюбляется в девочку (или наоборот), а та – в отказ. Первая любовь – и такая трагедия. Поставьте себя на место этого отверженного. Вы первым делом кинетесь к телефону или к упаковке со снотворным? Это только в индийском кино человек перед смертью танцует с 40 слонами, суровая же действительность куда как прозаичнее.
Есть решение, к примеру, прибегнуть к успешному опыту той же Германии. В тестовом режиме ввести в школьную программу предмет с реальными кейсами: безответная первая любовь, скандалы с родителями, сверстниками, учителями. Для ребенка это трагедия. Это возраст, когда ребенок видит все максималистично, и любая мелочь для него гипертрофируется.
Подобные проекты можно реализовывать с минимальными бюджетами – всего лишь на планирование кейсов по образу немецкого опыта. В Германии процент детского суицида самый низкий в мире – 3 человека на 100 тысяч населения. Но министр Саринжипов не торопится.
Хотелось бы понять его тактику. Есть проблема, есть решение, а в ответ тишина. Возможно, он исходит из принципа – чем больше самоубийц, тем меньше самоубийств? А рост подростковой нарко- и алкозависимости объясняет поддержкой отечественного товаропроизводителя?
В преддверии ЕНТ, которое, к слову, также является поводом для детских суицидов, мы в 2015 году возвращаемся к тому, от чего оттолкнулись в 2013-м. Единственное, что изменилось с того момента, так это потраченные бюджетные деньги. Но в принципе, что страшного? Деньги-то государственные, кто их считает.
Хотя есть чему и порадоваться. В 2012 году обсуждалась необходимость введения электронного ЕНТ, чтобы исключить человеческий фактор и коррупционную составляющую. Внимание, фанфары: в 2015 году это наконец-то произойдет! Очевидно, все, кому надо, из кормушки за трехлетнюю отсрочку наелись.
Кризис, ЭКСПО, ЕАЭС – это, конечно, куда более важно, чем наши с вами дети. Так что слова о том, что дети – наше будущее, больше не актуальны.

Татьяна ЛАРИНА, специально для «Накануне.kz»

Похожие Записи

Один ответ на А для кого мы строим Казахстан?

  1. Берик:

    В статье не затронута тема высшего и средне-специального образования, где вообще «тихий ужас».

« »