Казахстан подводят Нацбанк, БВУ и долларизация

Апр 13 • Общество, Политика, Экономика • 1068 Просмотров • Комментариев к записи Казахстан подводят Нацбанк, БВУ и долларизация нет

Экономический рост 2,5% прогнозирует Fitch Ratings в 2015 году в Казахстане. Тем не менее нельзя исключать, что ВВП окажется на нулевом уровне. Об этом шла речь на прошедшей в конце прошлой недели в Алматы IX ежегодной конференции по Казахстану.

Судя по числу участников, конференция Fitch Ratings вызывала даже больший интерес у игроков финансового сектора Казахстана, чем приезд аналитиков Standard & Poor’s в марте этого года.

1_общее

Кстати, эксперты Fitch Ratings оказались более лояльны в отношении Казахстана, чем их коллеги из S&P. В настоящее время кредитоспособность Казахстана Fitch Ratings оценивает на уровне «ВВВ+» с прогнозом «стабильный». Аналитики Standard & Poor’s настроены пессимистичнее и в марте этого года подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг РК в на уровне «ВВВ» с прогнозом «негативный». Не сошлись агентства во взглядах и в отношении перспектив отечественной экономики в текущем году, но расскажем обо всем по порядку.

Даже позитив Fitch имеет границы

Первая часть конференции была посвящена обсуждению суверенного рейтинга Казахстана. На сегодняшний день так называемых сильных сторон, по версии Fitch, у него больше, чем слабых.

В числе преимуществ старший директор аналитической группы по рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Fitch Ratings Пол Роукинс назвал невысокий госдолг, хороший ВВП, большие золотовалютные резервы, высокую ликвидность и серьезные запасы газа и нефти.

2_роункинс

— Отрицательными сторонами мы считаем слабые валютную политику и банковскую систему, высокий уровень долларизации экономики. Казахстан также отстает по человеческому развитию, когда условия ведения бизнеса не соответствуют нашим ожиданиям, — заявил Роукинс.

Внешние шоки, по его словам, также негативно отразились на доверии к Казахстану и перспективах его роста. В числе первых из них он назвал обвал нефтяных котировок. По прогнозам Fitch, в 2015 год стоимость углеводородов закрепится на уровне 65 долларов за баррель, в 2016 году — 75 долларов. Такие цены ничего хорошего республике не принесут, считает Роукинс, потому как экспорт нефти приносит стране 50% ее доходов.

3_зал

Проблемы российской экономики закономерно отразились и на Казахстане, добавил спикер.

— То, что происходит в России, привело к перетеканию дешевого российского импорта в Казахстан и снижает оптимизм других экспортеров. И существующий обменный курс тенге имеет прямое отношение к этой ситуации. Казахстан — единственная страна, которая еще не отреагировала на снижение цены на нефть, и это вызывает вопросы, — сказал Пол Роукинс.

Регулятор должен двигаться в сторону плавающего обменного курса, как это делает Россия. Тем более что цена на нефть непредсказуема и, несмотря на ожидания всех экспертов, долгое время может находиться в пределах 50 долларов за баррель. На сегодняшний день Fitch прогнозирует рост ВВП Казахстана на уровне 2,5% в 2015 году, а в 2016 год ожидает 3,5%. Если же нефтяные котировки рухнут на 50 долларов, то есть до 10 долларов, то это отнимет у ВВП 3,5%, российский кризис уменьшает его на 0,5%.

— То есть рост ВВП Казахстана может быть даже нулевым, — предположил Пол Роукинс.

Вы нас ценами, а мы вас «Нурлы жолом»

С его расчетами не согласился директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства национальной экономики Дастан Умирбаев.

4_умирбаев

— Цена нефти в бюджет одов заложена на уровне 50 долларов за баррель, 2018-2019 — 60 долларов, поэтому у нас рост ВВП ниже, чем в других странах. Они уже в этом году закладывают 60 долларов. Мы же всегда берем на 5-10 долларов ниже. В качестве ответных мер на падение цен на нефть разработана программа «Нурлы жол», — сказал чиновник.

Документ программы подписан 8 апреля, состоит она из двух блоков, рассказал Умирбаев. В первый блок вошли семь направлений, во второй — дополнительные меры, направленные на поддержание отраслей экономики в 2015 году. В 2015 из Нацфонда на «Нурлы жол» потратят 4,3 миллиарда долларов, в 2016 году 2,04 миллиарда долларов, в 2017 году — 3 миллиарда долларов.

— Индикативный объем софинансирования за счет средств международных институтов составит 9 миллиардов долларов. Финансирование программы за счет собственных средств нацкомпаний и институтов развития составит более 270 миллиардов тенге. Первое направление, куда пойдут деньги, — развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Затем развитие индустриальной инфраструктуры, в числе которой специальные экономические зоны, национальный индустриальный нефтехимический технопарк, что позволит привлечь около 1,8 триллиона тенге для выпуска экспорто ориентированной продукции, — перечислил он.

5_зал

Кроме того, активно будет развиваться свободная экономическая зона «Хоргос-Восточные ворота», что позволит увеличить объем товарооборота между Казахстаном и Китаем в восемь раз, то есть до 4 миллионов тонн в год.

К третьему направлению «Нурлы жол» относится развитие энергетической инфраструктуры, в рамках которой будет реализован транзит 500 килобайт электроэнергии по линии электропередачи Север — Восток — Юг. Пропускная способность между северной и южной частями Казахстана достигнет 2100 мегаватт в сутки.

— Четвертое направление — модернизация сетей тепло- и водоснабжения. В сфере ЖКХ отобрано 86 проектов по модернизации в разных регионах страны на сумму 480 миллионов долларов. Пятое направление — решение жилищных проблем. Строительство арендного жилья в 2015 году составит 1,4 миллиона квадратных метров, — пообещал сотрудник Миннацэкономики.

К шестому направлению относится развитие инфраструктуры в сфере образования: строительство школ, детсадов, создание научных лабораторий в вузах. И наконец, седьмым пунктом стало развитие предпринимательства, особое внимание уделят поддержке машиностроения через развитие лизинга и предоставление льготного кредитования субъектам этой отрасли, агропромышленному комплексу, металлургии, нефтеперерабатывающему комплексу, химической отрасли, производству строительных материалов и пищевой промышленности.

Интеграция в ЕАЭС будет глубже, чем в ЕС

После выступлений основных спикеров региональный глава по России, СНГ и Черноморскому региону Fitch Ratings Дмитрий Сурков, взявший на себя роль модератора, перешел к самой интересной части конференции — панельной дискуссии.

6_сурков

Свой первый вопрос он задал члену правления АО «Халык Финанс» Сабиту Хакимжанову:

— Как оцениваете шаги казахстанского правительства в нынешней ситуации с нефтяными ценами? Учитывая пересмотр бюджета в 2015 году, правительство сделало шаг в сторону фискальной устойчивости. Изменения в бюджете говорят о том, что кабмин ожидает снижения доходов на 40%, но расходы при этом снижает только на 7%.

— В 2014 году у нас был профицит бюджета 2,5%, в 2015 году фискальный дефицит будет более 5%, и это говорит о том, что мы приспосабливаемся к низким ценам на нефть. И сокращение бюджета — это только промежуточный шаг. С 2010 по 2014 год мы много тратили из Нацфонда, и сейчас меня больше всего беспокоят проблемы с денежно-кредитной политикой. Мы фиксируем обменный курс и живем в какой-то альтернативной реальности. Последствия от этого выходят за рамки финансового сектора и уже отражаются на реальном секторе, — сказал финансист.

7_хакимжанов

Решить проблему через одну только девальвацию, по его мнению, невозможно. Отрицательными последствиями существующей процикличной валютной политики стало внедрение правительством валютного контроля на рынке, из-за которого компании не могут оплатить свои суверенные долги. Если Нцбанк не перейдет на инфляционное таргетирование, создать условия для диверсификации отечественной экономики не удастся, уверен Сабит Хакимжанов.

— Как вы оценивает несбалансированность курса тенге после падения цен на нефть? — тут же обратился к нему с новым вопросом Дмитрий Сурков.

С точки зрения объемов золото-валютных резервов Нацбанк способен и дальше поддерживать курс тенге, но когда он защищает его, то тенговая ликвидность исчезает из системы, кредитные ставки начинают расти. И вот тогда возникает проблема противоречия между задачами регулятора по поддержанию курса нацвалюты и обеспечению финансовой стабильности.

— Для того чтобы привести курс в реальное равновесие, есть только один способ — провести девальвацию. Но при этом вырастет безработица и закроется бизнес, — предупредил представитель «Халык Финанс».

— В связи с девальвацией и сильным ослаблением российского рубля у нас была проблема, когда наши товары были неконкурентоспособны. В прошлом году цены на казахстанские товары были на 20% ниже российских, но при нынешнем курсе и уровне инфляции в России цены выровнялись. И идет закономерное ослабление тенге, который с со 179 тенге в прошлом году ушел вниз до 185 тенге за доллар, — решил добавить свой комментарий Дастан Умирбаев.

— Кстати, по ЕАЭС у меня вопрос к Полу Роукинсу. По оценке Fitch, участие в нем хорошо для Казахстана? — перешел модератор к другой горячей теме.

Союз только что образовался, поэтому говорить о нем что-то конкретное пока рано, считает Роукинс.

— Но структуры казахстанской и российской экономики однообразны, поэтому большой торговли тут не будет. Пока он работает против казахстанской производителей, потому что дешевые товары приходят на здешний рынок из России. В плане прихода инвестиций тоже нет большого вклада ЕАЭС в экономику Казахстана, так как большая часть капитала идет в республику из европейских стран, — заявил Пол Роукинс.

8_общее

Продолжая разговор на эту тему, Сабит Хакимжанов высказал мысль, что Казахстан вошел в единый экономический блок с Россией не по собственному желанию.

— Но даже если бы принимали это решение самостоятельно, то, я думаю, евразийская интеграция, по сути, необратимый процесс и он не остановится на слиянии госинститутов и интеграции законодательств. ЕАЭС пойдет дальше в соответствии с недавним предложением о создании единой валюты. Но мы знаем, что единые валютные зоны нежизнеспособны, если нет фискальной интеграции, — сказал эксперт.

И вот как раз поэтому интеграция в ЕАЭС, на его взгляд, будет глубже, чем в Европейском союзе, где степень фискальной интеграции не соответствует слиянию денежно-кредитной политики.

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

« »