Зачем бензин машине без мотора?

Сен 4 • Общество, Политика, Экономика • 630 Просмотров • Комментариев к записи Зачем бензин машине без мотора? нет

Вы верите в то, что в Казахстане можно победить коррупцию с помощью учебных программ? Мы точно не верим, да и вы, уважаемые читатели, вряд ли. Однако сегодня на дискуссию аналитической группы «Кипр» собрались люди, которые не только верят, но и знают, как это сделать.

Заседание «Кипра» на тему «Антикоррупционное образование в РК: проблемы и перспективы развития» проводилось в сотрудничестве с Минкультуры и партией «Нур Отан». Несмотря на это, началось оно с цитаты… нет, не елбасы, а Нельсона Манделы. «Образование — самое мощное оружие, которое вы можете использовать, чтобы изменить мир», — уверял человек, который 27 лет сидел в тюрьме и пять был президентом.

Его слова привел руководитель службы партийного контроля центрального аппарата партии «Нур Отан» Батыржан Ашитов. Однако при этом нуротановец опасается, что антикоррупционный курс в вузах станет пособием по возможностям коррупционного поведения, и считает, что нужно не учить, как давать взятки, а воспитывать ценностные установки и развивать гражданскую позицию у молодежи.

15% «отката» на борьбу с коррупцией

В этой сфере почти все уже готово, заверил старшего товарища Арман Утепов, руководитель управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции. Оказывается, уже внедрены программы на всех стадиях образования, начиная со старших групп детского сада, где «ненавязчиво вводятся понятия о труде, уважении к труду, о важности сохранения общего блага, честности…». Как заверил чиновник, в детсадах будут использоваться только «максимально аккуратные и щадящие подходы».

В школе основы антикоррупционных знаний включены в предмет «самопознание», где «ключевым станет формирование исключительно позитивных установок». В старших классах курс продолжается на уроках «Человек. Общество. Право», где учащихся склоняют к осознанному неприятию коррупции. Студенты вузов и колледжей во время занятий по «Основам права» учатся не только «не принимать», но и противодействовать взяточничеству. Антикоррупционной теме посвящено не менее 15% курса.

Не оставлены в «покое» и работающие граждане. Для них разработана и используется отделами просвещения программа обучающего курса антикоррупционной культуры в различных социальных группах: госслужба, НПО, СМИ, бизнес, молодежь. Уже прочитано 700 лекций для 40 тысяч граждан, отчитался Арман Утепов.

Было странно слышать, что после всего вышеперечисленного чиновник заявил: «Мы находимся в начале пути по распространению антикоррупционных знаний». Как оказалось, он имел в виду, что до сих пор борьба с коррупцией носила «юридический уклон», а теперь будут смещать акцент с карательного на превентивный.

В конце выступления Арман Утепов коснулся «самой болезненной темы — коррупции в самой системе образования». «Как преподаватели  будут учить детей противодействовать коррупции, когда сами не чисты?! — задался он вопросом, но тут же оптимистично заметил: — Таких с каждым днем их становится меньше и меньше. Большинство педагогов — честные люди».

На себя посмотрите!

«Давайте проедем сейчас к школам и посмотрим, какие машины педагогов там стоят, — предложила в ответ на обвинения в коррупционности Ирина Смирнова, директор 48 лицея, председатель Алматинского филиала фонда защиты учителей и преподавателей «Ар-Намыс». — А потом — какие машины стоят у вашего места работы. Или узнаем, кто в этом году пересекал границу, уезжая на отдых — учителя или ваши чиновники».

Заработная плата директора школы который несет ответственность за 2000 детей, — 58 тысяч тенге на руки, продолжила Смирнова. Финансирование школы идет по остаточному принципу. «А когда будут вводить антикоррупционную пропаганду, к нам придет формуляр — сделайте стенд. На какие деньги? Он стоит 15 тысяч. И кто будет преподавать на этих занятиях?» — задала они прямые вопросы оппоненту.

По мнению директора, нынешние дети вовсе не поражены коррупцией. «Вы изначально рассматриваете вопрос неправильно и строите неправильно программу», — заявила Смирнова, предложив обратить внимание на другое. Чтобы сделать ремонт, приобрести необходимый инвентарь, администрации школы приходится собирать деньги с родителей. Нынешние санитарные нормы просто невыполнимы — приходится «решать вопрос» с санэпидстанцией — «и вот мы уже коррупционеры!».

У Ирины Смирновой есть конкретное предложение, как снять хотя бы часть школьных проблем: «Если в школах будет реальные попечительские советы, имеющие реальную власть, которые смогут работать с формированием бюджета, мы будем лучше финансироваться. А главное — наш голос услышат».

Коллегу поддержала эксперт по образованию фонда Сорос-Казахстан Сауле Каликова. Она считает, что не нужно вводить дополнительные предметы по борьбе с коррупцией в школьную программу, и так перегруженную. Лучше сделать акцент на управление школами: создать действующие попечительские советы и внедрить публичную отчетность вуза, школы перед сообществом.

Выбор прост: цивилизация или война

«Коррупция является цивилизационным поражением, — так высокопарно начал свой доклад преподаватель школы права КИМЭПа Арман Шайкенов, но затем перешел к конкретике: — Цивилизация — это когда мы способны отказаться от сиюминутной выгоды ради выгоды отдаленной, долгосрочной. Несоблюдением именно этого принципа является коррупция. Давая и получая взятку, мы решаем мгновенную проблему, но это разъедает государственные и общественные институты. Здесь мы похожи на человека, который на морозе сжигает собственную одежду, чтобы согреться».

Второй постулат от Шайкенова звучал так: коррупция не зависит от формального закона. «Связь между строгостью наказания и правопорядком отсутствует. Мы можем хоть смертную казнь ввести за коррупционные преступления — это не поможет». Мало того, по его мнению, это сделает только хуже, потому что системная коррупция поражает впервую очередь правоохранительные органы государства. «Зачем заливать бензин в машину без мотора? Это только создаст дополнительные коррупционные возможности. Проблема не в отсутствии законов, а в невозможности их единообразного исполнения», — объяснил он.

Есть три вида коррупции, продолжил докладчик. Казуальная (единичные случаи), которая встречается везде и абсолютно неизбежна. «Если такая коррупция эффективно подавляется госаппаратом, это положение нормально», — считает он.

Системная коррупция поражает госаппарат целиком. Она изолирует публичную власть от общества и неизбежно уничтожает демократию. «Тотальная коррупция принадлежит обществу целиком, она находится в головах большинства, способна существовать неограниченно долго, но потом падет обязательно под влиянием внешних сил», — назвал он третий вид.

«Борьба с системной коррупцией возможна, если в обществе есть силы, способные ей противостоять. Такие силы невозможны без демократии, без возможности для общества влиять на власть, то есть когда есть гражданское общество, — считает Шайкенов. — Сменяемость власти, выборность — все это лишь инструментарий. Хотите победить коррупцию — развивайте гражданское общество».

Тотальная коррупция, предупредил спикер, несет угрозу независимости, потому как государство перестает выполнять свои функции, которые никто за него выполнить не может. «Горячий» пример — Украина: «Когда эта страна столкнулась с внешним вторжением, оказалось, что десятилетия коррупции разрушили все: армию, правоохранительные органы… Население Крыма не было интегрировано и с восторгом восприняло аннексию. Даже президент бежал под защиту государства, которое осуществило против его страны вооруженную агрессию! Государство оказалось недееспособным».

Казахстан по степени коррупции похож на все государства СНГ, и при кризисе наши государственные функции окажутся так же поражены, предупредил Шайкенов. Где же спасение? Только в гражданском обществе, единственный путь к которому ведет через образование. «Если мы не примем, что борьба с коррупцией невозможна без гражданского общества, что патриот не тот, кто любит президента или партию «Нур Отан», а тот, кто стремится к созданию гражданского общества, то никакая пропаганда не поможет», — заключил он.

Шайкенов глубоко убежден, что образование — способ распространения цивилизации. «Если коррупция делает нас дикарями, то наш долг и способ противостоять коррупции — это образование в широком смысле. Как культурному человеку сложно выбросить окурок мимо урны, так же сложно и дать взятку, — сказал он и продолжил: — Состояние коррупции определяется тем, насколько общество готово коррумпировать государство. Здесь рыба гниет не с головы».

Нужно настроиться на долгую, кропотливую, которая не будет иметь немедленного результата, предложил юрист. «Если начать со старших классов, то мы победим коррупцию при жизни одного поколения, — считает он. — Если этого не сделаем, нашей стране придется пройти через трудный и кровавый период политической турбулентности».

Ролики, телефоны и разделение властей

Если Шайкенов говорил концептуально, то у экономиста Петра Своика были  конкретные предложения. Во-первых, «включить в программные документы «Нур Отана» и в образовательные программы институциональный аспект», то есть принцип разделения властей.

«Наилучшим достижением в институциональной структуре власти является ее разделение по вертикали и горизонтали, — назвал он отправную точку. — Сейчас у нас властная вертикаль, но пока студенты будут учиться, произойдут перемены, мы перейдем к более современным форматам. И через 5 лет любой образованный человек в Казахстане должен суметь объяснить, почему раньше была необходима вертикаль, а сейчас — самоуправление, парламентаризм и многопартийность».

Во-вторых, на конституционном уровне нужно закрепить механизм равноправного партнерства всех трех секторов: власти, бизнеса и гражданского общества, сделав его обязательным  в некоторых случаях, например тарифообразовании.

Глава ОФ«Улагатты жануя» Марианна Гурина в свою очередь посоветовала в каждой школе повесить стенд с телефонами антикоррупционных органов и общественных организаций, чтобы родители смогли сообщать о фактах, причем анонимно.

«Запустить тесты с миникейсами» предложил глава консалтинговой компании Марат Каирленов. Это такие маленькие видеоролики со сценками, просмотрев которые зритель должен сказать: имело ли место коррупционное деяние и сколько за него дают. «Могут быть разные уровни для учеников старших классов, студентов, госслужащих, — добавил эксперт. — Все выпускники должны будут сдать определенный уровень роликов. Тогда они уже будут думать — стоит ли совершать какой-то поступок, ведь за него, скажем, дают пять лет».

…Не знаем, проникнутся ли чиновники и нуротановцы идеями общественников, но один конкретный результат обсуждение в «Кипре» уже дало. Батыржан Ашитов записал все жалобы Ирины Смирновой и Марианны Гуриной, пообещав разобраться, а также заверил, что маслихат Алматы выделит средства для школ, «хоть 2 миллиарда, для бюджета не это проблема» — главное, чтобы все директора согласились их взять.

Татьяна ПАНЧЕНКО

 

Похожие Записи

« »