SCAT скатился до разборок с прессой

Ноя 24 • Общество, Политика • 811 Просмотров • Комментариев к записи SCAT скатился до разборок с прессой нет

В Алматы продолжается судебный процесс по жалобе авиакомпании SCAT к Сергею Киму, корреспонденту сайта «Радиоточка». Журналисту грозит два года лишения свободы, но пока доказательства, предъявляемые перевозчиком, суд не устраивают.

Судебные разбирательства с участием прессы в Казахстане стали нормой, но до недавнего времени обращение в суд ограничивалось требованием штрафовать журналистов за поруганную деловую репутацию и моральные страдания. Суммы истцами запрашиваются исключительно многомиллионные (иск «Казкома» к журналисту «Накануне» — 25 000 000 тенге, иск сотрудника КНБ к редакции журнала ADAM — 50 000 000 тенге, заслуженного медработника к газете «Жас Алаш» — 400 000 000 тенге). Но все до сих пор ограничивались спорами в рамках гражданского законодательства. Между тем авиакомпания SCAT подала жалобу в рамках уголовного права, по которому журналисту грозит тюрьма сроком до двух лет.

Как сообщалось на сайте «Радиоточка», представитель авиакомпании в судебном порядке пытается доказать, что журналист Сергей Ким намерено оклеветал авиакомпанию для повышения рейтинга интернет-ресурса.

На первом заседании представитель авиакомпании Султан Даулембаев обозначил суть претензии: журналист якобы написал лживый материал, в котором сослался на рейтинг сайта Airlineratings.com, где SCAT с одной звездой оказался в десятке аутсайдеров. По мнению представителя, Ким сознательно заменил название малоизвестного сайта на аббревиатуру ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта), знакомую широким кругам организацию, чтобы повысить рейтинг «Радиоточки».

Авиакомпания считает, что именно после публикации этого материала турагентства и туроператоры заявили о массовых возвратах клиентами авиабилетов SCAT. И это, соответственно, повлекло значительные убытки компании.

Перевозчика совершенно не смущает, что статья «SCAT уже полгода считается одной из самых опасных авиакомпаний в мире» вышла на следующий день после инцидента в аэропорту города Актау, где фактически сгорел самолет авиакомпании.

На вчерашнем, третьем по счету, заседании Султан Даулембаев представил справку, в которой указано, что в периоды с 17 апреля по 16 июня и с 17 июня по 17 августа по всем регионам отмечены случаи возврата билетов на их рейсы. В справке данные по отказам были указаны в процентном соотношении, и, как справедливо заметил представитель Сергея Кима Джохар Утебеков, больше всего возвратов приходится на Мангистаускую область (где был пожар).

«Не связываете ли вы возвраты с пожаром в Актау?» — спросил юрист Султана Дауленбаева. «Все возможно, возможно, в этих процентах сидит и эта причина», — ответил он, но тут же повторил, что большая часть возвратов произошла из-за ложной публикации.

Логика даже не железная, а железобетонная… Буквально на прошлой неделе я была на мероприятии с коллегой из «Радиоточки», она поделилась с одним из присутствующих визиткой, и он с удивлением спросил: «Радиоточка»? Что это? Вы недавно открылись?» Это типичный пример, ясно показывающий, что, увы, любое СМИ читает все-таки ограниченный круг читателей (не в обиду коллегам). И утверждение, что, прочитав статью на сайте, все кинулись сдавать билеты, выглядит, мягко говоря, странно.

Почему-то авиакомпании не приходит мысль, что люди, узнав о пожаре, решили не рисковать? Причем новость, что в Актау загорелся самолет SCAT, дали абсолютно все информационные агентства, телеканалы, интернет-порталы и газеты. Чтобы убедиться, достаточно закинуть запрос в интернет-поисковик. По запросу «SCAT пожар Актау» только на первых трех страницах — порядка тридцати ссылок.

Эту ситуацию можно сравнить только с нашей: когда просмотр 800 читателей статьи на сайте НАКАНУНЕ.kz свел на нет годовую рекламную и пиар-кампанию «Казкоммерцбанка», по утверждению банка.

Вообще судебное заседание по жалобе SCAT проходило странно. Судья постоянно напоминала стороне обвинения, что они обещали предоставить справку, свидетеля, письмо, которые на предыдущем заседании вызвало ряд вопросов. Но все, что ни предъявлял представитель авиакомпании, получалось невпопад: то письмо не то, то справка с неполной информацией, то эксперты-свидетели не нашли времени явиться в суд, а в заключение оказалось, что нотариально заверенный перевод, предоставленный авиакомпанией, и материал, который использовал журналист при написании материала, разные.

Прокомментировать эти странности мы попросили адвоката Джохара Утебекова.

— Мне кажется, что SCAT просто не заинтересован в том, чтобы предоставлять информацию, сколько билетов у них купили и сколько вернули после публикации. Вернее, они упорно повторяют, сколько вернули в целом, но не показывают, сколько В ЭТОТ период вернули, и сколько В ЭТОТ период купили, — сказал он.

— Получается, Вы уже не первый раз просите предоставить эти данные?

— Закончилось третье заседание, и на каждом мы просим их предоставить эту информацию. На прошлое заседание приезжал их специалист по билетам из Шымкента, сегодня специалист тоже должна была быть в суде, но не явилась. Видимо, есть какие-то цифры, которые авиакомпания не хочет давать.

Но сегодня мы хотя бы увидели разбивку по регионам. По ней видно, что в городе Актау возврат билетов летом возрос больше чем в два раза. 16 июня был пожар, и именно в этот период люди стали возвращать билеты. Мангистауская область по возвратам сравнялась с мегаполисом Алматы.

— Вы все-таки хотите показать, что возвраты начались из-за пожара?

— Да, мы хотим показать, что у SCAT возросли возвраты из-за пожара, а не из-за публикаций. Действия людей, безусловно, связаны с ярким событием — пожаром.

— Поясните, что за письмо «Казтура» рассматривали в сегодняшнем заседании.

— Директор «Казтура» г-жа Омарова сообщала авиакомпании, что якобы к ним обращаются люди, которые говорят, что они возвращают билеты после того, как прочитали негативную информацию на «Радиоточке» и NUR.kz. Непонятно, по какой причине эта компания решила поставить в известность авиакомпанию. Выразить свою обеспокоенность по поводу падения продаж авиабилетов? Однако до настоящего времени мы не увидели подлинника этого письма от 21 сентября.

— Сегодня SCAT принес другое письмо?

— Да, оно явно не соответствует ранее предоставленной копии письма. Это либо некачественная подготовка к процессу, либо они хотят затянуть дело.

— Мирное урегулирование спора возможно?

— Мы пытаемся прийти к компромиссу.

— Пыталась ли авиакомпания решить вопрос, не доводя до суда?

— От них было несколько звонков сразу после инцидента. И после этих звонков редакция внесла изменения в материал, это во-первых. А во-вторых, дополнительно «Радиоточка» предоставила возможность SCAT выступить на их площадке и раскрыть свою позицию по поводу ее нахождения в рейтинге безопасности авиакомпаний.

Следующее судебное заседание назначено через неделю, хотя судья Бостандыкского суда №2 Елена Кван неоднократно напоминала сторонам, что им стоит решить вопрос мирно.

…Интересный момент: представитель авиакомпании, предъявляя документы суду, ни разу не дал копию оппонентам, что с этической стороны выглядело более чем странно. И, кстати, когда по окончания процесса я подошла, чтобы узнать фамилию представителя SCAT, он устроил мне допрос: кто я и зачем мне это надо. После уточнения, что я журналист, он посоветовал узнать его имя у коллег, которые были на предыдущих заседаниях. Это что, какая-та особая непереносимость журналистов у авиакомпании SCAT?

Оксана МАКУШИНА

Похожие Записи

« »