Быстрые перекусы еще не вошли в моду среди казахстанцев

Ноя 6 • Общество, Политика, Экономика • 3793 Просмотров • 1 комментарий к записи Быстрые перекусы еще не вошли в моду среди казахстанцев

Рынок фаст-фуда в Казахстане пока еще мал и сильно отстает от Европы и России. И дело не в консервативном подходе наших граждан к пище, просто частные инвесторы пока не горят желанием развивать рестораны быстрого питания в РК. Их аргументы эксперты группы компаний «Верный капитал» на этой неделе озвучили журналистам.

Тему встречи в этом году организаторы инвестиционного медиа-клуба в Алматы обозначили так: «Частные инвестиции в сегменте фаст-фуд: быстро, вкусно и взаимовыгодно».

_MG_4710_550

Сегмент пока не развит, единодушно решили спикеры, но уверены, что будущее у него большое. Правда не непонятно, почему в таком случае список участников на этом рынке в Казахстане сегодня не богат. Компаний, работающих в секторе быстрого питания семь: KFC, Hardees, Burger King, Gippo Texas chiken, Mr. Burger, Starburger.

Немного об истории формирования фаст-фуд во время презентации рассказала пиар-менеджер группы компаний «Верный капитал» Жанна Пархоменко. Еще в Древнем Риме очень популярны были термополии — фаст-фуд закусочная.

_MG_4886_550

— Среднестатистический римлянин употреблял в пищу больше фаст-фуда, чем житель современного Нью-Йорка. У большинства римлян в доме вообще не было кухонь, — сказала г-жа Пархоменко.

Поэтому, увы, но фаст-фуд это не плод современности. Кейтеринг зародился там же, добавила она. Рабы, прислуживающие хозяевам метрополий, доставляли готовые блюда на симпозиумы состоятельных людей.

После экскурса в прошлое взгляд на будущее сектора быстрого питания озвучил председатель совета директоров фонда прямых инвестиций Alassio capital Ануар Утемуратов.

Начал он с того, что в 2012 году Alassio capital совместно с группой компаний «Верный капитал» купил франшизу у Burger King и открыл рестораны под этим брендом в Казахстане. Пусть сегодня на этом рынке не много компаний, но интерес к нему у казахстанских инвесторов, по его мнению, просыпается.

Причин, по которым сегодня этот сегмент развивается во всем мире, несколько считает г-н Утемуратов, и республика в этом смысле не станет исключением. Численность населения в городах во всем мире увеличивается. Темпы жизни растут, то есть перекусы на ходу становятся все популярнее.

Понимая это, сети ресторанов быстрого питания усиливают свою экспансию на рынках во всем мире. Например, лидер отрасли McDonald’s на сегодняшний день имеет 37 тысяч ресторанов в 120 странах мира, Yum — 38 тысяч в 110 странах, Subway — 40 тысяч заведений в 102 странах, и Burger King 13 918 ресторанов в 97 странах.

— Плюс сегмент устойчив к колебаниям в экономике, потому что затраты на такой быстрый перекус невысокие, добавил Ануар Утемуратов. — В Казахстане у него есть перспективы роста потому, что ВВП растет с каждым годом, доходы населения в сравнении со жителями других странами СНГ увеличиваются. Организованная торговля развивается, и интересы граждан смещаются со стрит-фуда в сторону организованной торговли.

При этом уровень консолидации на рынке очень слабый, то есть доля франшиз, работающих на рынке фаст-фуда, в стране составляет 7-10% от общей системы общепита. Несетвые же компании, то есть местные, не обеспечивают, по его мнению, высокого качества продукции и не соблюдают правила гигиены при приготовлении.

Основными потребителями фаст-фуда в Казахстане Ануар Утемуратов назвал сегодня студентов и целые семьи в возрасте от 18 до 35 лет. Средний чек, по его словам, составляет 7-10 долларов в зависимости от сезонности.

Подробнее о ситуации на рынке рассказал директор ТОО QSR, держателя франшизы Burger King, Самир Нашед. По его словам, лидирующую позицию в РК на сегодняшний день занимают KFC и Hardees, которые пришли строить здесь свой бизнес еще в 2007 году. Первая компания имеет 18 ресторанов, вторая — 13.

_MG_4954_550

В 2012 году появился Burger King, у которого сейчас 15 ресторанов. Texas chiken является непосредственным конкурентом KFC и имеет 5 ресторанов в Казахстане. А вот Gippo (45 точек продаж), Mr. Burger (6 ресторанов) и Starburger (3 ресторана) это отечественные компании.

По оценкам г-на Нашеда, размер казахстанского рынка фаст-фуда составляет примерно 200 миллионов долларов.

— Речь идет не только о продаже бургеров, а скорее о еде, которую можно купить в течение 3-5 минут. Если вы сделали заказ и ждете, пока его выполнят, то это уже не фаст-фуд, — сделал он небольшую ремарку.

По прогнозам г-на Нашеда, ежегодный рост данного сегмента наблюдается в коридоре от 10 до 15%, то есть около 20-30 миллионов долларов в год. Но есть проблема, которая сдерживает более впечатляющий рост прибыли — слишком большая территория Казахстана при небольшой численности населения.

— Это очень осложняет логистику продуктов для бургеров. Транспортные расходы в Казахстане составляют около 10% от стоимости нашей продукции, в зимнее время это 20-25%. В мире этот показатель составляет не более 2%, — констатировал Самир Нашед.

Ну и конечно, мешает то, что почти все сырье импортное. Мясо и овощи доставляются из Бразилии и Южной Америки в Россию, там производятся составляющие для бургеров, которые потом транспортируются в Казахстан. Можно было бы избежать всех этих сложностей и затрат, если бы качество продуктов в Казахстане соответствовало мировым стандартам, объяснил спикер.

_MG_4917_550

— Если вы посмотрите на цену нашего бургера в Европе, то станет ясно, что она ниже, чем в Казахстане. Во-первых, потому что логистика влияет на стоимость товара. Во-вторых, казахстанцы мясоеды. Спрос на двойные котлеты здесь выше, чем в Европе, — рассказал г-н Нашед.

Но несмотря на все трудности и высокие цены в сравнении с западными, на казахстанском рынке фас-фуда ждут прихода новых международных игроков уже в следующие пять лет.

_MG_5003_550

— И местным игрокам будет все труднее конкурировать с глобальными брендами. Опросы посетителей ресторанов Burger King показывают, что их предпочтения на стороне мировых игроков, — заметил Ануар Утемуратов

— С приходом других компаний сектор фаст-фуд будет расти, граждане привыкнут к хорошем дизайну ресторанов, к высоким гигиеническим стандартам и безопасности еды. Мы ожидаем что уличный фаст-фуд вскоре начнет отмирать, — в свою очередь убежден Самир Нашед.

Ксения Бондал

Похожие Записи

Один ответ на Быстрые перекусы еще не вошли в моду среди казахстанцев

  1. зоя:

    самое вредное, это фаст-вуд, у нас свои прекрасные традиции и обычаи принятия пищи и не нужно пытаться подменять все это синтетической , пластмассовой пищей, чтобы губить будущее поколение нации, нам не нужны больные!!!!!!!!!НЕ ВСЕ ИЗМЕРЯТЬСЯ ДОЛЖНО ДЕНЬГАМИ!!!!!!!Должна быть пропаганда здоровой пищи!!!!!!!!!

« »