Алматинская резня бензопилой

Янв 22 • Интервью, Общество, Письма читателей, Политика, Экономика • 1281 Просмотров • Комментариев к записи Алматинская резня бензопилой нет

Ежегодно в Алматы вырубают от 10 до 20 тысяч деревьев, делая город опасным для здоровья

Жалобы на вырубку деревьев или варварскую обрезку веток можно услышать в Алматы чуть ли не каждый день. Вчера в Алматы участники дискуссионного клуба Ярослава Разумова обсудили эту тему и не только повозмущались, но и предложили способы борьбы с уничтожением зеленых насаждений.

Журналист Ярослав Разумов начал дискуссию с цитаты из издания 1914 года «Азиатская Россия»:

— Хотя в то время озеленять города было в порядке вещей, но про Верный это подчеркивается особо. «Частные дома буквально утопают в зелени, — пишет путешественник. — На каждого жителя приходится по 10 деревьев».

Как выяснилось уже в конце разговора, ныне на полтора миллиона официальных (и 2,5 фактических) алматинцев приходится 1 млн 360 «стволов» — меньше 1 на человека. Без нагрузки человек начинает задыхаться при 14% кислорода в воздухе. В безветреную погоду в Алматы содержание кислорода доходило до 17% при норме 22%.

Такая компенсация!

Еще более впечатляющие данные привела сотрудница экологического общества «Зеленое спасение» Светлана Спатарь. П ее словам, во время реконструкции Медео и Шымбулака в 2007 году было вырублено около 600 деревьев, в том числе для строительства канатной дороги. Для удобства в черту города с того времени были введены не только горнолыжный курорт и каток, но и ледники, и 4000-метровые вершины.

— Тогда убеждали, — заметила она, — что этот проект принесет нам всемирную известность как горнолыжного курорта. Но вы сами знаете, что «Шымбулак» ничего для развития туризма не принес. И сейчас те же люди заявляют, что «Кок-Жайляу» тоже выведет туризм на международный уровень.

При реконструкции терренкура реки Малая Алматинка была вырублена еще сотня деревьев. На этот проект потрачено ни много ни мало 694 млн тенге — по мнению экологов, абсолютно впустую.

Ураган 2011 года в Малом Алматинском ущелье повредил более 600 га склонов. Люди довершили дело: во время сбора поваленных сосен содрали поверхностный слой гор. Через год был пожар на горе Мохнатка, принесший 400 млн тенге ущерба.

Не лучше власти распоряжаются и с зеленью в самом городе. Тысячи деревьев, по словам Спатарь, были вырублены в Центральном парке культуры и отдыха. Большая часть из них действительно была в плохом состоянии, но просто потому, что они были лишены полива и ухода — парк много лет находится в частных руках. За это время территория парка сократилась с 125 гектаров в 1991 году до 42 гектаров в 2014-м.

Десятки раз жители сообщали о вырубке здоровых деревьев для создания автопарковок или должного вида на торговый центр или салон красоты. Так «облысели» улицы у «ГУМа» на Макатаева и перед «Французским домом» на Аблай-хана.

— Семьдесят молодых дубов снесли при строительстве ТРЦ «Достык-Плаза», просто чтобы видно было здание, а высадили около 30 деревьев, — заметила Светлана.

Владельцы торговых домов и парковок, снесшие насаждения, должны их возместить так называемыми компенсационными посадками. Они и садят: где попало, как попало и что попало.

— Многие деревья, посаженные в качестве компенсации, погибают без полива, посажены неправильно, за ними не ухаживают. На проспекте Достыке так погибли 50 елочек, — сожалеет Спатарь. — В некоторых местах сажают и вырубают по три раза, например около станции метро Алатау. А это уже наши с вами деньги!

Причем если на одном и том же месте высадили три раза по 50 деревьев, и они все засохли, то считается, что высажено 150 единиц. Вот вам и компенсация!

Еще одна проблема — кронирование, или так называемая санитарная обрезка, которая у нас ведется без учета породы дерева. Если карагачи без проблем переносят такую «стрижку под ноль», а для тополей это убийство.

В заключение Светлана рассказала о нынешней идее-фикс алматинских властей — проекте горнолыжного курорта «Кок-Жайляу», где планируется вырубка, по разным данным, от 24 до 100 га леса, а это тысячи тяньшанских елей и 465 краснокнижных яблоней Сиверса. Да-да, тех самых, от которых, как считается, произошли все яблони на планете.

В понедельник были устроены общественные слушания по обсуждению строительства дороги на Кок-Жайляу.

— Проект дороги еще не выбран, а деревья уже помечены клеймом для вырубки! — возмущена Светлана.

По данным «Зеленого спасения», ежегодно в Алматы вырубаются от 10 тысяч деревьев. По официальной статистике, с 09.01.2014 по 30.09.2014 выдано разрешений на аварийный снос — 9248, вынужденный снос — 4459, на санобрезку — 44121. Отказов в просьбах на вырубку нет.

Превратим Кок-Жайляу в полигон?

Председатель экологической организации «Зеленое спасение» Сергей Куратов считает, что причина бедственного положения Алматы — в отсутствии единой экологической политики. Слишком часто вектор отношения к нашим горам меняется от «внести в список памятников природы ЮНЕСКО» до «построить 96 коттеджей на Кок-Жайляу».

Так, по нашим законам можно переводить земли особо охраняемых природных территорий в земли запаса — что и было сделано с территорией Кок-Жайляу в декабре прошлого года. Теперь горы, где живут редкие животные и растут редкие растения, приравнены к землям Семипалатинского полигона (!).

— Происходит постоянное изменение законодательства, каждый год принимаются сотни актов. В Экологическом кодекса изменены 50 статей! — развел руками ветеран экодвижения Казахстана. — Печально, что и эти законы нарушают почти все государственные органы. Мы считаем, что произошло практическое разрушение государственной системы охраны окружающей среды.

Да что говорить, если даже Министерство охраны окружающей среды ликвидировано, а его функции переданы… Министерству энергетики и Минсельхозу! В Алматы тоже перестала существовать структура, которая отвечает за зеленые насаждения. В списке 15 организаций, имеющих право давать разрешения на вырубку, только одна государственная, все остальные — ТОО.

Несмотря на все вышеперечисленное, положение не безнадежно, считает Сергей Куратов. Защищать зеленые насаждения можно и нужно. Горожане, увидев вырубку, могут спросить документы у рубщиков, при их отсутствии или несоответствии — обратиться в полицию, экологическую инспекцию, управление природных ресурсов и природопользования акимата. Все контактные данные ведомств и форма заявления есть на сайте движения.

Кроме того, Куратов предлагает направить письмо депутатам городского маслихата с просьбой разработать инструкцию по уходу за зелеными насаждениями, провести инвентаризацию насаждений общего пользования, создать базу и карту зеленых насаждений, механизм информирования общественности о состоянии зелени, создать специальную службу, ответственную за посадки и уход.

Но и это еще не все. Главное — изменить законодательство, Экологический. Земельный, Водный кодексы, в соответствии с международными природоохранными конвенциями.

У нас еще есть 3% кислорода

— Вот вы говорите: законодательство каждый год меняется, но тут же добавляете, что нужно включить туда еще много всего, — поймал спикеров на противоречии экономист Петр Своик. — Ребята, ничего у вас не получится без политики, потому что все упирается в политику. Ситуация с экологией топчется на месте, как и наша политическая деятельность так же топчется на месте. Если бы в городе был реально избираемый маслихат, который создавал бы исполнительные органы, то не было бы ТООшек, которые дают разрешения на вырубки.

К сожалению, наше общество очень сильно апатично именно в политическом отношении, добавил Своик.

Волонтер движения «Защитим Кок-Жайляу» Абай Ерекенов, напротив, сторонник теории малых дел.

— В наш план включаются шаги, которые можно сделать за 45-60 дней и которые не требуют вложений и изменений законодательства.

У Абая есть и практический опыт борьбы с незаконным уничтожением деревьев. Однажды, когда он спросил документы у рабочих, намеревавшихся срубить дерево во дворе его дома, один из «лесорубов» кинулся на активиста с бензопилой в руках.

— Это была какая-то «алматинская резня бензопилой»! — смеясь, рассказывал Ерекенов.

Практические меры он и предлагает для Алматы. Например, «усыновление улиц» — обязать предпринимателя или компанию на свои средства содержать участок улицы, где расположена его реклама. Или поставить арычные заслонки — чтобы летом наши канавки не были сухими. Или подвигнуть маслихат принять правила благоустройства города, где прописать нормы о компенсационных посадках именно по месту вырубки.

А еще можно назначить премию сообщившему о незаконной вырубке — в процентах от штрафа. При Колпаковском в Верном за каждое срубленное дерево виновнику назначали пять ударов нагайкой и штраф, в пересчете на нынешние деньги — около 500 тысяч тенге, напомнил Абай.

— Единственное препятствие, — считает Ерекенов, — чтобы горожане вышли и сказали: «Господа депутаты маслихата, мы хотим, чтобы вы приняли такие решения». Это должны быть массовые выступления горожан.

Само движение «Защитим Кок-Жайляу», по словам Ерекенова, попробует получить в акимате грант на свою деятельность.

— Так и скажете: дайте нам денег, чтобы мы боролись против вас в судах? — пошутили в ответ из зала.

…После окончания слушаний у меня возникли только такие вопросы. Люди, имеющие право принимать решения, в том числе убийственные для города и его жителей, получается, не собираются здесь жить? Они не подвергнутся опасности схода селя со склона облысевшей горы? Они не будут дышать жалкими процентами кислорода? Они не будут ходить по раскаленным улицам? Я не знаю, кому эти вопросы задать.

Татьяна ПАНЧЕНКО

 

 

 

Похожие Записи

« »