Денис Кривошеев: «Турагентства РК может постичь судьба сайгаков»

Июн 9 • Интервью, Общество, Политика, Экономика • 1466 Просмотров • 1 комментарий к записи Денис Кривошеев: «Турагентства РК может постичь судьба сайгаков»

У туроператора Travel System начались проблемы и в других странах. Чешская компания EuroTouch, являющаяся партнером российского Travel System, прекратила свою работу. А сама российская компания пообещала в скором времени сделать таинственное заявление, сообщил портал Profit.travel.

А как дела у казахстанских клиентов компании и кто поможет им? Об этом мы поговорили с официальным представителем Ассоциации туристских агентств Казахстана  Денисом Кривошеевым.

— Денис, насколько удалось уладить ситуацию по Казахстану?

— У АТАК была задача не допустить того, чтобы людей выселили из отелей неизвестно куда. И пусть с помощью повторных выплат, но все же мы этого добились.

— И сколько пришлось заплатить тем, кто на момент отказа компании от своих обязательств оказался за границей?

— Это зависело от класса номеров, но доплатить пришлось в три-четыре раза больше, чем при раннем бронировании. Например, если номер стоил 100 долларов, то цена оказалась 350-400 долларов. Сейчас же пиковый сезон отдыха, а в Турции бронирование right now очень дорогое.

— Кто-то вернулся в Казахстан из этих туристов?

-Уехало около 930 человек, и уже почти все вернулись.

— И что говорят люди?

— Кто-то расстроен, кто-то плачет, кто-то спокоен. Сейчас нужно решить вопрос с теми, кто только должен вылететь по своим путевкам, то есть совершили оплату, а она никуда не попала. Таких у нас 4800 человек.

— Какая страховая компания работала с Travel System?

— Насколько я помню, «Сентрас иншуранс».

— И они уже что-то делают в этой ситуации?

— Они пытаются дистанцироваться, их можно понять.

— Чем страховщик будет апеллировать для этого?

— Старым аргументом о том, что человек не является туристом до тех пор, пока не покинул родную страну. Хотя подразумевается, что он им стал, как только приобрел путевку. Вот этот юридический казус, который нигде не оговорен, используется в судах.

— Но от выплат тем, у кого проблемы появились в пункте назначения, не удастся отказаться?

— Если человек собирал все чеки при расчетах в той же Турции, то компенсацию получить возможно. Но, насколько я знаю, многие расплачивались просто так. Хотя мы настоятельно советовали этого не делать.

— Почему АТАК до сих пор обходится без помощи профильных государственных органов? Вы говорили, что не хотите привлекать их в этой ситуации, потому что станет только хуже…

— Профильным в данном случае является департамент туризма и спорта Министерства по инвестициям и развитию. Мы действительно стараемся справиться усилиями рынка, потому что каждый подобный эпик-фейл перерастает в ужесточение правил игры, чаще всего неправильное. Поэтому лучше разобраться собственными силами, чем пользоваться поддержкой государства. Благие намерения с его стороны закрыть небо над Казахстаном для иностранных компаний, которые всегда считались проблемными, в конечном счете рассматривается страховыми компаниями как максимизация рисков.

— А о чем тогда вы вообще ведете речь с департаментом туризма?

— Мы даем государству две рекомендации, и они не меняются. Первая — открыть небо, вторая — начать страховать туристов на выезде.

— Получается, что сейчас у нас есть две проблемы — срочная и важная. Первая касается возвращения туристов Travel System, вторая — уход страховых компаний с туристического рынка страны. Какой объем прибыли в реальном выражении получают страховые компании с этого сектора?

— Сейчас они получают на нем только убытки. Страховые премии, собранные с туристических компаний, в два с половиной раза ниже, чем выплаты по ним. Сколько это в тенге или долларах, мы не знаем, потому что это коммерческая тайна, которую страховщики нам не раскрывают. Они говорят, что это в пределах 1,6-3,2 миллиона тенге, мы в среднем ориентируемся на 2,5 миллиона тенге.

— Вы также заявили, что туристические агентства не будут возить людей без страховок. А что тогда они будут делать?

— Да, за это есть уголовная ответственность. Они будут вынуждены приостановить свою деятельность.

— И местный туррынок ужмется?

— Конечно.

— Если так случится, то, может, это тот случай, когда нет худа без добра? То есть придут иностранные компании с более подъемными ценами, чем у наших…

— Никто не придет, потому что рынок маленький и неудобный для них. Рынок просто встанет.

— И куда будут обращаться наши туристы? К российским компаниям?

— Да, через интернет. Мы потеряем целую отрасль экономики, где работает 2,5 тысячи агентств. Если в каждом из них работает в среднем по 10 человек, то пропадает 25 тысяч рабочих мест.

— А какой, кстати, доход получает экономика от туротрасли?

— Сумма небольшая, выездной туризм — это большой вывоз денег за границу. Но это право людей выбирать, куда им ехать. Если мы говорим, что местный рынок откажет в предложении выезда, то деньги наших туристов все равно уйдут из страны, но уже не через наши агентства, а через чужие. Немного потеряют наши авиакомпании, в частности «Скат», который летает в ту же Анталью, Египет.

— Какие риски в этом случае возникают у наших туристов?

— Иностранные компании относятся к чужой юрисдикции, где тоже бывают проблемы с операторами. Но судиться с российской компанией — безумие, невозможно подать иск по месту жительства. Люди будут летать сами, все подорожает, не будет семейного отдыха. Все будут ездить отдыхать на Капчагай. Смешно.

— Возвращаясь к страховым компаниям. Какие из них сдали лицензии?

— «Казкоммерц полис» и еще две какие-то. Но скоро начнут сдавать все, потому что поймут, что рынок нестабилен. Здесь один выход — страховать индивидуально туристов. Компании убедятся, что при примерном количестве выезжающих в миллион человек и стоимости полиса в десять долларов емкость рынка составляет 10 миллионов долларов, а возможные потери не больше пять миллионов, страховые премии с лихвой будут перекрывать страховые выплаты.

— Вы предлагаете изменить не только матрицу страхования туристического рынка, но и сам рынок. Но поскольку в случае Казахстана если это и произойдет, то не через год, стоит ждать падежа агентств?

— Как сайгаков.

— Сколько стоит годовой страховой полис для агентств?

— Сейчас для них 200 тысяч тенге, для туроператора 400 тысяч тенге, хотя до этого стоил 40 тысяч тенге для агентств и 70 тысяч тенге для туроператоров. Да, повысились и страховые премии, но это уже не важно, так как у маленького агентства нет таких денег.

Ксения БОНДАЛ

 

Похожие Записи

Один ответ на Денис Кривошеев: «Турагентства РК может постичь судьба сайгаков»

  1. Мира:

    Да уж и Дениса купили. Под шумок с проблемой тревелсистема решил полабировать иностранцев. Какое еще открытое небо? Что проблема в нехватке рейсов или самолетов? Вон эирастана сварачивает свой чартер, а у ската еще свободных куча цепочек. Что вы за потриоты? Нужно подерживать нашу воздушную гавонь. Если бы мы сами не справлялись с полетными програмами то другое дело!!! Будьте патриотом вы ведь представитель общественной организации. Не успели открыться уже продаетесь интересам.

« »