Чем грозит казахстанцам пенсионная реформа?

Авг 10 • Общество, Политика, Экономика • 4196 Просмотров • Комментариев к записи Чем грозит казахстанцам пенсионная реформа? нет

Новая схема пенсионных выплат, принятая недавно в Казахстане, уравняла шансы участников системы вне зависимости от года ухода на пенсию, но в то же время закрепила социальное неравенство: работники силовых органов по сравнению с «простым народом» получили совсем другие гарантии.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев одобрил поправки по вопросам пенсионного обеспечения. Как было заявлено, за счет очередных реформ действующей пенсионной системы уровень обеспечения жизни казахстанских пенсионеров значительно повысится. Документом предусматривается изменения порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, которые вступят в силу с 1 июля 2017 года.

Размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет и его отсутствии будет равен 50% прожиточного минимума (ПМ), с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% ПМ, но не более 100% ПМ при 35-летнем и более стаже участия. В стаж участия в пенсионной системе будет зачтен как трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, так и периоды работы после указанной даты, за которые производились обязательные пенсионные взносы.

«Реализация этих мер позволит сохранить до 2030 года соотношение среднего размера совокупной пенсии к среднемесячной заработной плате на уровне не менее 40% от утраченного дохода», — говорится на сайте Акорды. Однако опрошенные нами аналитики уже засомневались в этом.

Все равны, но силовики «равнее»

По словам экономиста Петра Своика, новые поправки в каком-то роде упорядочивают систему пенсионных начислений. «Раньше она больше зависела от временных обстоятельств: повезло человеку выйти в определенный год на пенсию или, наоборот, не повезло: это зависело от того, в каком году наступил пенсионный возраст, — сказал он. — Пенсии людей с одним и тем же трудовым стажем в одной и той же отрасли очень разнились, в зависимости от того, когда они вышли на пенсию. Теперь этот вопрос упорядочен».

Зато следующий пункт реформы возмутил экономиста. «С 1 января 2016 года пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур будет осуществляться за счет государственного бюджета. Размер их пенсии будет рассчитываться в зависимости от выслуги лет и денежного содержания на момент увольнения со службы. При этом, начиная с 2016 года, будут отменены обязательства государственного бюджета по уплате 20% обязательных пенсионных взносов от денежного содержания сотрудников силовых структур», — сказано в документе.

«В Конституции прописано равенство в не зависимости от национальности, вероисповедания и так далее в области социального равенства, но тем не менее, происходит разделение населения на сотрудников и не сотрудников силовых органов. Получается, у силовиков совершенно другие гарантии», — констатировал Своик.

Кроме того, эксперт считает, что привязка базовой пенсии и прожиточному минимуму не может обеспечить улучшение пенсионного обеспечения.

«Дело в том, что новые поправки могут позволять правительству, как увеличивать, так и уменьшать пенсии или держать в любых необходимых государству параметрах. Это позволяет множество существующих подзаконных актов», — пояснил он.

С Петром Своиком согласен и экономический обозреватель Денис Кривошеев. «У нас неверно рассчитывается прожиточная корзина, неизвестно, на какие цены ориентируется государство, но на нее невозможно выжить — сейчас она составляет чуть больше 20 тысяч тенге. Разве это поможет поможет повысить пенсионное обеспечение граждан? Это лишь узаконивает нищету казахстанских пенсионеров», — считает он.

По мнению финансиста, образно говоря, Казахстан возвращается во времена французского короля Людовика XV. «Государство потеряв источник из внешних ресурсов, обратилось на внутренний рынок и, как Людовик XV кричит: поднимите налоги! Но очередная нагрузка на бизнес, как известно, отрицательно скажется на конечной цене на товар, при такой ситуации невозможно улучшение пенсионного обеспечения, так как инфляция все съедает».

Бизнес накроется тенью

Денис Кривошеев вообще считает, что принятые поправки в закон возвращают Казахстан к солидарной системе. «Все эти реформы — доказательство того, что мы возвращаемся к солидарной пенсионной системе. Это говорит о том, что Казахстан не справился с прогрессивной накопительной системой», — полагает он.

На его взгляд, чиновники знали о том, что нынешняя пенсионная система долго не протянет: «Этот шаг подтверждает версию о том, что Марченко, когда пришел в Нацбанк в 2009 году, подсчитал, что эта пенсионная система не продержится до 2017 года. Поэтому такое резкое сворачивание было прогнозируемым».

Очередные реформы пенсионной системы, на его взгляд, сделаны без глубокого анализа ситуации. «Поправки приняты, но не сделали полноценный, глубокий аудит. Нет понимания того, что произошло в экономике, почему пенсионные деньги не растут, а уменьшаются, и какие перспективы у них. Пенсионная нагрузка на бизнес и население очень большая, а выхлоп минимальный, почти нулевой», — подытожил Денис Кривошеев.

Причины провала перечислил г-н Своик: «Это низкий уровень оплаты труда в Казахстане. Доля оплаты труда в ВВП у нас не превышает 16—17%, в несырьевых экономиках эти показатели составляют 40- 60%, а иногда и больше. Отсюда малые пенсионные отчисления, нехватка пенсионных денег. Второе, доля официальных зарплат в РК также ничтожно мала. У нас есть так называемые самозанятые, которые не получают легальных денег, отсюда по выходу на пенсию они ложатся дополнительным грузом на бюджет, и пенсии получают мизерные».

Если экономистов тревожат системные причины проблем, то обывателей напугало сообщение о том, что 5-процентные отчисления от доходов работников в пенсионный фонд не будут принадлежать самим работникам. Однако мало кто обратил внимание, что эти 5%, названные «условно-накопительный компонент пенсионной системы», начнут отчислять только с 1 2018 года и не сами работники с зарплаты, а работодатели. Средства будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ, и, дествительно, не будут являться собственностью граждан и наследоваться.

Как считает Петр Своик, дополнительные 5% не улучшат положение пенсионеров, зато увеличат объемы теневой экономики. Он назвал нововведение «мягко говоря, неудачным». «Понятно, что правительство остро нуждается в деньгах и пытается найти их где может. Но вряд ли этот способ оптимален. Работодатели потеряют стимул повышать зарплаты и стимул платить их официально, — сказал он. — Не только мелкие компании, но и крупные будут искать пути экономии, многие из них будут уходить в тень».

Государство не понимает глубину проблемы и принимает такие решения, которые на самом деле лишь усугубят ситуацию, заключил Петр Своик.

Иными словами, нынешним работникам рассчитывать на достойную пенсию не приходится.

Назира ДАРИМБЕТ

10.08.2015

 

Похожие Записи

« »