Алматы нужен «народный» маслихат

Ноя 17 • Политика, Экономика • 759 Просмотров • Комментариев к записи Алматы нужен «народный» маслихат нет

Активные горожане должны активно же участвовать в управлении своим двором, районом и городом, а также требовать отчета от власти и распределять часть бюджета. С этим согласились все участники дискуссии, организованной аналитической группой «Кипр» в рамках трехдневного Urban Forum Almaty.

В пятницу Дом ученых в Алматы с самого утра жужжал, как улей. Десятки людей увлеченно обсуждали, как сделать любимый город лучше. Разделившись на секции, участники делились знаниями по истории города, предлагали планы его модернизации и требовали сохранения достопримечательностей. Действо называлось Urban Forum Almaty 2015.

Картину отношения алматинцев к своему городу нарисовал директор по развитию Media System Group Артык Кузьмин — на основе социологического исследования «Алматы — город для людей и люди для города».

На вопрос, считаете ли вы себя алматинцем, положительно ответили 57% опрошенных. По мнению большинства респондентов, алматинцев от жителей других городов отличает то, что они «современные, воспитанные, культурные, добрые, открытые, дружелюбные, гостеприимные, доброжелательные».

Задачей опроса было выявить символ Алматы, и в этом качестве чаще всего называли Медео (38%), яблоко (21%), горы (9,3%) и Кок-Тюбе (8,7%). Уникальным Алматы делают опять же не достижения горожан, а горы (34%) и природа (32%).

Попросив назвать алматинца, которым город может гордиться, интервьюеры получили больше 80 имен. Первую тройку составили Роза Рымбаева, Динмухамед Кунаев и Нурсултан Назарбаев, на четвертом месте — Батырхан Шукенов.

Жители города четко видят все достоинства (возможность получить образование и заработать, мягкий климат) и недостатки (пробки, плохая экология, загрязненный воздух) южной столицы. И 79% иногда думают о том, что надо что-то улучшить, но только 9% пытаются свои задумки реализовать, а обращаются к властям города и вовсе 0,3%.

Но не все так печально: по данным Кузьмина, большинство жителей принимало участие в городских мероприятиях, правда для 70% — это субботники, участие в которых не всегда добровольно, зато 28% заявили, что помогали пострадавшим от стихийных бедствий.

Ознакомившись с результатами опроса, те самые активные граждане перешли в другой зал, где аналитическая площадка «Кипр» устроила дискуссию «Алматинцы: граждане и горожане или пассажиры города?».

Алматы сегодня — это 1,6 млн жителей (неофициально — 2,2 млн), 8 районов, 514 тысяч автомобилей, это самый крупный донор республиканского бюджета, самый высокий уровень занятых в МСБ (30% ВРП). Годовой бюджет Алматы — 521 млрд тенге, из него налоговые поступления — 57%. Но перешло ли количество в качество и как сделать, чтобы рост превратился в развитие?

Ответ на вопрос прозвучал в докладе «Алматы: от роста к развитию, как диалог может стать ресурсом качественных изменений» представила Шолпан Айтенова, исполнительный Zertteu Reseach Institute. В нем она перечислила необходимые условия для развития: стратегическое планирование, городское планирование с участием всех заинтересованных групп, прозрачность, подотчетность и участие горожан, активные жители как субъект управления, постоянный диалог.

Легче сказать, чем сделать. Но, по мнению Айтеновой, горожане уже готовы взять на себя ответственность за решение некоторых проблем города. Об этом говорит, например, их активность на ликвидации последствий селя, организация столовой для бездомных, создание парка «Мамыр».

«Петиции против остановки трамвая и сноса здания на Желтоксан, 115 — отражение тоски по несостоявшемуся диалогу с властью, когда решения акимата носили уведомительных характер, — продолжила Шолпан, посетовав, что акимат не предоставляет гражданам информацию об экономии бюджета или улучшении обстановки на дорогах после принятых мер.

По открытости бюджета у Алматы 22 балла из ста, это самый низкий балл, подчеркнула Айтенова. Однако примеры из мирового опыта говорят об успешном применении различных форм диалога властей и горожан. Парижане обсуждают все изменения на сайте «Представляя Париж», жители Лос-Анджелеса — на ресурсе MyLA311.

На портале Москвы не только аккумулируются все предложения горожан, но и стоит индикатор: количество решенных проблем с участием граждан. Жители Сеула сами отбирают проекты, которые будут реализованы в рамках так называемого партисипативного бюджета, а варшавянам отданы 1,5% столичного бюджета, которые тратятся только на меры по их выбору.

Что касается Алматы, то на сайте акимата опубликован для обсуждения проект программы «Алматы-2030». Хотя это и беспрецедентный шаг — раньше мнения алматинцев никто не спрашивал, все же проект представлен в неудобоваримом виде. Мало кто из неспециалистов осилит все 170 страниц программы.

«Хорошо работает раздел «Вопрос акиму», — констатировала Шолпан, но тут же оговорилась: — Однако это формирует чувство, что горожане являются потребителями, а не участниками процесса. У акимата же создается образ последней инстанции, которая только и может решить проблему».

Кстати, на сайте городского маслихата тоже есть функция «Напишите нам» — практически бездействующая.

«Диалог граждан и властей города не регламентирован и не носит постоянного характера», — сделала вывод Айтенова, здесь же представив несколько рекомендаций.

Во-первых, это децентрализация (аким один, а нас больше 1,5 млн): эффективнее выстраивать диалог и вовлекать в активность граждан на уровне района города, микрорайона или даже двора. Но диалог этот нужно регламентировать, выстроить механизм взаимодействия жителей, бизнеса и власти, возможно, через территориальные советы местного самоуправления, закончила Айтенова.

Главное — что диалог власти и общества не институализирован, продолжил вслед за Айтеновой Петр Своик, представитель Алматинской общественной антимонопольной комиссии. Он предложил наладить такое взаимодействие через ассоциации.

«Например, по вопросам экологии — это «Зеленое спасение», тарифы — «Прозрачный тариф», свобода слова — «Адил соз» Тамары Калеевой, права человека — Казахстанское международное бюро Евгения Жовтиса, пенсионеры — «Поколение», — назвал он готовых партнеров акимату. — Сразу вычленить 10—15 ассоциаций, чтобы полтора миллиона населения пустить по каким-то каналам».

Упор надо делать на экспертные сообщества и экспертное обсуждение, считают Артык Кузьмин и бывшая сотрудница алматинского акимата Екатерина Грибановская. Она объяснила, что мешает наладить диалог оставшаяся с советских времен бюрократическая структура акимата и «система прайда», когда со сменой руководителя уходят и его подчиненные, теряется преемственность.

«Если мы не знаем, куда идут наши налоги, нам все равно. Если бы я заплатила налоги в Алматы, я никогда бы не насорила, — призналась Аида Альжанова, алматинка в 4 поколении, продолжив: — Закон, который приемлем для Наурызбайского района, может быть неприемлем для Медеуского. Жители лучше знают, что нужно решить. Несмотря на то что у нас унитарное государство, мы можем поэкпериментировать, и у Алматы, собирающего больше всего налогов, самый большой шанс».

«Лучшее вовлечение — это возможность выбора, — возразил предыдущим ораторам Ержан Сулейменов из Internews Network в Казахстане. — Без процедуры прозрачных выборов невозможна конкуренция. Сегодня не за что спрашивать с акима — его не выбирали».

Кстати, впервые на обсуждение в «Кипре» пришел человек «с обратной стороны» — замруководителя управления внутренней политики Бахытжан Акжаров, которому пришлось отдуваться за весь акимат всех времен. Чиновник твердо пообещал расширить каналы связи с населением и реализовать принцип подотчетности и прозрачности. Уже сейчас акимат создал специальную почту для предложений, там уже более 150 писем, открыл страницы в «Инстаграмме» и «Перископе».

Однако для настоящих патриотов этого мало. Салатанат Ташимова, художник, активист движения «Защитим Алматы» предложила создать «городской маслихат» (скорее «гражданский» или «народный», поправили ее — весь городской уже есть). «Нужно собрать в нем экспертов в области культуры, экономики, культуры, чтобы они донесли свои предложения до акимата», — сказала она. А Аида Айдаркулова из Фонда Сорос-Казахстан добавила, что неплохо бы сделать и существующий маслихат более эффктивным, начав с реальных выборов депутатов.

Многим участникам обсуждения понравилась идея использования части бюджета с согласия горожан. Не обязательно это должен быть общегородской бюджет. Лучше начинать на уровне района, двора, где и формируются локальные сообщества, подвел итог модератор дискуссии Ерлан Смайлов, сообщивщий, что организуетв ближайшее время специальную дискуссию по этому поводу.

Не обошлось без спора по поводу контактов нового акима с блогерами. Одних эти «совещания» пугают — что могут предложить акиму неспециалисты? Других — возмущают: почему только блогеры и по какому принципу их отбирают? Третьи — предлагают создать контактную группу при акимате, чтобы она взаимодействовала с активными блогерами на постоянной основе.

Точку поставил замглавы управления внутренней политики: «Акимом было проведено 12 встреч, но знают только о блогерах». И пообещал внедрить механизм активного участия НПО в каждом разделе формирования бюджета и работы акимата. Горожане в свою очередь пообещали контролировать процесс.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »