«Онай!» неизбежен, как Новый год

Ноя 23 • Общество, Политика, Экономика • 1294 Просмотров • 1 комментарий к записи «Онай!» неизбежен, как Новый год

Начнем с совета: приобретайте карты «Онай», алматинцы! Даже если вы передвигаетесь исключительно на своих «колесах», карта оплаты проезда на общественном транспорте может понадобиться вашему ребенку-школьнику, тете-пенсионерке или приезжему родственнику.

Чтобы еще раз все объяснить, показать и рассказать, в субботу журналистов и блогеров позвали на экскурсию в Транспортный холдинг Алматы.

Информации для горожан мало — это создатели новой системы поняли после пресс-конференции, проведенной в четверг в Бюро по правам человека (см. «Облегчит ли «Онай» наш кошелек»).

«Точка невозврата пройдена, — сразу заявил член правления холдинга Рифат Абдураманов. — На 21 ноября выдано 260 532 карты, проведено миллион трансакций». Жителям города придется смириться с нововведением и почувствовать на себе все его достоинства и недостатки.

К достоинствам Рифат Абдураманов отнес возможность точного подсчета пассажиропотока — для это карты «Онай» и выдаются пенсионерам старше 75 лет и ветеранам войны, у которых проезд бесплатный. Но они, прикладывая карту к терминалу, дополнят статистическую картину.

Кроме того, станут прозрачными финансовые потоки. На сегодня перевозчики, по их данным, теряют от 30 до 50% выручки. Вообще в Алматы 24 предприятия, занимающихся перевозкой пассажиров. Это слишком много, считает Абдураманов, создает хаос на дорогах и угрозу безопасности пассажиров. Устанавливая терминалы на все 1675 автобусов и троллейбусов 114 маршрутов, работники холдинга иногда обнаруживали, что само транспортное средство стоит дешевле терминала (1500 евро).

Как подчеркивают в холдинге, электронное билетирование — это только часть реформы. Главное — впереди. Вскоре Транспортный холдинг получит полномочия единого транспортного оператора и начет «ставить все с головы на ноги».

По уверениям руководителей холдинга, уже через несколько месяцев алматинцы почувствуют на себе улучшения в работе транспорта: установится удобный интервал движения, ТС станет больше, качество их лучше, и ездить они станут быстрее личных машин — по выделенным линиям и «зеленой волне».

Способствовать этому призван «помощник водителя» — специально разработанный компьютер, оборудованный двумя мультиплатформными GPS-трекерами и системой голосовой связи с водителем. «Помощник водителя» отображает каждый платеж в терминалах, предупреждает о превышении скорости или слишком медленной езде для сохранения установленной интервальности, объявляет остановки и делает еще много полезного. Обо всем этом рассказал автор прибора — технический директор Транспортного холдинга Владимир Смирнов.

На огромном экране в центре мониторинга уже сейчас отображается движение каждого ТС. «Вот видите, — говорит Смирнов, демонстирируя схему 63 маршрута, — два автобуса идут впритык, а на этом участке люди ждут — ни одного нет. Из 18 автобусов на маршруте только 9».

У операторов есть данные по каждому автопарку, по каждому маршруту, по каждому автобусу.

Кстати, и пассажиры сейчас тоже могут отследить движение автобусов по своему маршруту в приложени Citybus (пока только на Adroid).

Привыкают алматинцы и к пользованию картами. Многие уже знают, что стоит она 400 тенге, из них 80 — оплата одной поездки. Что перед использованием нужно удалить фольгу с карты. Что прикладывать к терминалу надо на 1 секунду, а чтобы узнать остаток средств — нажать кнопку «Состояние карты». Заплатить можно только один раз, поэтому карту должен иметь каждый пассажир. С оплатой багажа разработчики еще сами не определились, зато пообещали установить терминалы в метро, что очень удобно тем, кто пользуется и наземным, и подземным транспортом. В планах — установка автоматов по продаже и приему обратно карт в аэропорте и автовокзалах.

И главное, о чем несколько раз сказал Абдураманов: если терминал не работает — не платите водителю, проявите гражданскую позицию. Автобус с неисправным терминалом должен идти в парк.

Сейчас в холдинге ежеминутно штампуются персонифицированные карты, уже выдано более 67 тысяч социальных, 55 тысяч студенческих и 62 тысячи карт школьника. Карты подобны банковским: например, ими можно будет платить за парковку. Кстати, занять машиноместо в центре города, обещают разработчики, скоро будет очень дорого — 400 тенге в час.

Хотя руководство холдинга не устает говорить о своей прозрачности и стремлении сделать прозрачным всю сферу общественного транспорта, источники средств для внедрения новой системы остаются в тени. По словам Рифата Абдураманова, только 30% акций принадлежат городу, а 70% — неназываемым акционерам, уже вложившим в развитие электоронного билетирования и управления транпортом более 3 млрд тенге (12 млн долларов).

Прибыльность проекта после девальвации вызывает большие сомнения, но, как заверил Абдураманов, они не отступятся и доведут дело до победного конца. Честно сказать, и у нас сложилось впечатление: если у этих людей не получится, то не получится ни у кого.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

Один ответ на «Онай!» неизбежен, как Новый год

  1. Baroncov:

    К достоинствам Рифат Абдураманов отнес возможность точного подсчета пассажиропотока — для это карты «Онай» и выдаются пенсионерам старше 75 лет и ветеранам войны, у которых проезд бесплатный. Но они, прикладывая карту к терминалу, дополнят статистическую картину.

« »