ПТУ – мирового уровня, а зарплаты – местного?

Ноя 11 • Интервью, Общество, Политика, Экономика • 1215 Просмотров • Комментариев к записи ПТУ – мирового уровня, а зарплаты – местного? нет

Специалисты профтехобразования прокомментировали заявление Дариги Назарбаевой о новых колледжах

«Колхозом и мамбетизмом» назвала депутат мажилиса Дарига Назарбаева идею создания колледжей мирового уровня. Вице-спикера возмутило, что на постройку одного такого учреждения выделено 30 млрд тенге. Эти бы деньжищи – да в действующие училища – это было бы по-хозяйски!

«Вообще само название «колледжи мирового уровня» мне очень напоминает один известный проект «Нью-Васюки» уважаемого Остапа Бендера, – шокировала коллег сравнениями Дарига Нурсултановна на заседании комитета мажилиса по вопросам деятельности холдинга «Кәсіпқор». – Вот это слово «мирового уровня» – это такой колхоз и мамбетизм, честное слово! Что такое «мировой уровень»? У нас что, мирового уровня уже индустрия вовсю процветает?»

Миллиарды «прячут» в Nazarbayev University

А задело г-жу Назарбаеву сообщение главы холдинга Эльданы Садвакасовой, что на один колледж мирового уровня предусмотрено 30 миллиардов тенге.

«Получается, что из 60 миллиардов, которые выделяются на эти 2 проекта, из них примерно 26 миллиардов пойдет на оборудование и 34 миллиарда на строительно-монтажные работы. А если бы вот эти 34 миллиарда потратить на оборудование для действующих колледжей? Разве это было бы не более по-хозяйски?» – прямо спросила депутат.

Видимо, у Назарбаевой были основания так говорить. Между объемами средств, которые выделяются холдингу «Кәсіпқор» на развитие системы технического и профессионального образования (ТиПО), и данными о развитии системы технического и профессионального образования наблюдается «очень большой контраст», заметила она.

«Когда мы гонимся за громадными проектами, за какими-то масштабными, страшными вещами, мы все знаем, чем это заканчивается. Даже в ходе текущей деятельности этой компании есть очень большие недоработки. Слово «освоение» применительно к госсредствам мы даже уже боимся произносить», – заявила депутат.

Судя по всему, у Дариги Нурсултановны даже есть версия, куда деваются средства на развитие профтехобразования: «Сейчас появился очень хороший такой способ уйти из-под контроля – закинуть деньги на уставные капиталы компаний квазигоссектора. И уже никто – ни Счетный комитет, ни парламент – туда не может заглянуть. Точно таким же инструментом теперь, к сожалению, стал Nazarbayev University в этом отдельно взятом проекте (по развитию технического и профобразования), мы так считаем».

Миллиарды тенге расходуются на повышение квалификации и подготовку кадров за рубежом, продолжила гневную речь дочь президента, и все это с непонятным результатом. «Неизвестно, как и когда это будет использовано в нашей системе образования, что это дает, – гремела она. – И вот снова речь идет о трехлетнем бюджете. Возникает вопрос о том, сколько средств сегодня действительно нужно «Кәсіпқору», который не успел даже освоить то, что ему на этот отчетный период было выделено, а он снова к нам пришел. И деньги они теперь прячут через Nazarbayev University, чтобы уйти от контроля».

Станкам по 50 лет, мастерам – по 80

Свою патронессу поддержала и депутат Гульмира Исимбаева. «Если бы на действующих колледжах, где опыт наработан, где есть прекрасные специалисты, но которым не хватает материальной, базовой, производственной поддержки, сделать это и посмотреть, что бы из них получилось, – предложила она. – А они бы дали очень многое, имея таких специалистов, руководителей, которые прошли через все, которые в 1997-98 годах, когда их отправили в свободное плавание, выжили, выстояли и создали такую систему. Их бы оснастить, они бы показали, на мой взгляд, тот уровень, который нам нужен».

Несмотря на жесткость высказываний и просторечность выражений (которые отметили очень многие), с Даригой Назарбаевой согласились почти все комментаторы.

«Спасибо Вам, уважаемая Дарига, Ваша идея и критика как раз к месту, надо из местных технических колледжей создавать будущих высококвалифицированных специалистов, – пишет форумчанин под ником ОХ. – Зайдите сейчас хоть в один колледж, и если там и будут станки, то их возраст будет как минимум 50 лет. А если, к примеру, мы обучим наших будущих специалистов работать на цифровых станках, разве это плохо? Нам как раз и нужны вливания в уже существующие общеобразовательные учреждения, для того чтобы в будущем закрыть потребности страны в высококвалифицированных рабочих».

«За 500-700 миллионов можно построить школу или колледж современного уровня! Тем более что финансирование не такое уж и большое, если считать, что каждый год студенты сами платят за учебу! – подсчитал комментатор 777. – Представьте, сколько можно построить на 64 млрд тенге?! Это нереально нагло уже! Нью-Васюки в тему! Молодец, г-жа Назарбаева!»

Согласны «взять себе» 60 млрд и работники колледжей, к которым мы обратились за комментариями. Правда, высказались они только на условиях полной анонимности.

– Лучше улучшить базу имеющихся учреждений, чем строить непонятно что! – заявил замдиректора одного из областных колледжей.

По его сведениям, один из названных «колледжей мирового уровня» уже строится в 25 км от Алматы, в поселке Алатау.

– Там будет очень дорогое обучение, а для чего? – недоумевает наш собеседник. – Специалист будет выходить очень дорого для государства. Зачем? Это что, профессор? Это же рабочий! А что значит – «мирового уровня»? У нас в классификаторе нет специальности «мирового уровня». Что это значит?

На вопрос, зачем улучшать оборудование для колледжей, если сейчас внедряется дуальная система, при которой учащиеся должны проходить практику на действующих производствах, наш собеседник ответил так:

– Что такое дуальная система? В Германии учащихся «опекает» предприятие, там государство к этому отношения не имеет. Там частная компания платит стипендию учащемуся, поэтому маленькие предприятия берут одного-двух, большие – 20-30-70 студентов. А как наше предприятие возьмет учащегося? Система не отработана, у нас нет нормативной базы, нет законов, нет льгот для предприятий – ничего.

Но разве так уж плохо, если на всю систему ТиПО будет два элитарных учреждения, которые будут транслировать опыт на обычные колледжи, как это задумывалось с «Назарбаев Университетом» и «Назарбаев Интеллектуальными школами»?

– Может быть, – задумался замдиректора. – А реальная трансляция опыта есть? То-то же. Вы начните с этого.

На прямой вопрос, куда нужно в первую очередь тратить бюджетные деньги, наш собеседник так же прямо ответил: на зарплаты.

– Зарплату поднимите – и все будет. У нас отобрали надбавки за категории, поэтому молодые не идут в ТиПО вообще, а старые убегают. У меня оклад 65 тысяч тенге, на руки – 56 тысяч. Преподаватель с большой нагрузкой получает 80 тысяч тенге. Как работать?!

«Нам узбеки строить будут?!»

Ефим Львович Зуслин, отличник профессионально-технического образования СССР и Казахстана, 25 лет проработал директором одного из алматинских профтехучилищ. Три года назад его в середине учебного года отправили в отставку. Сейчас в этом колледже из 1000 учащихся осталось 300.

Зуслин не только поддерживает Даригу Назарбаеву в отношении перераспределения 60 миллиардов между имеющимися учреждениями ТиПО, но и вносит свои предложения.

– Я бы пустил эти деньги, чтобы организовать нормальное питание для всех обучающихся на рабочие профессии, – говорит он, добавляя, что большая часть учащихся из необеспеченных семей, много сирот, и регулярное питание для них важнее стипендии.

Второй пункт у Ефима Львовича – тоже увеличение зарплаты, чтобы учить подростков шли настоящие мастера своего дела. Если дать классному токарю или кафельщику 80 тысяч тенге в месяц – пойдет он возиться с детьми?

– И третье – модернизировать учебно-материальную базу, причем не только компьютеры. Рабочий человек не всегда заглядывает в компьютер. Если это сварщик, он должен знать современные газосварочные аппараты – российские, итальянские германские. И варить не только китайскими электродами, а такими, которые экологически чисты и дают гораздо более прочную сварку, – объяснил Зуслин. – Если это столяр, то он должен уметь использовать все новейшее оборудование, тогда это специалист, которые очень нужны народному хозяйству.

Не элитные колледжи надо строить – что эти два колледжа дадут? – а возвращаться к советской системе, когда были училища и техникумы, считает наш собеседник, менять закон об образовании.

– Должно быть разнообразие. Сейчас все сделали колледжами и, соответственно, так составили штатное расписание. В них нет мастеров производственного обучения, а кто будет учить профессионального рабочего? Они что думают, нам китайцы или узбеки строить приедут? Нам надо самим о себе беспокоиться! Раньше мы сами славились строителями, сталеварами. А сейчас посмотрите – профессиональное образование упущено, опущено, – сокрушается он.

…Сомневаемся, что даже после скандала Дариги Назарбаевой Минобразования перекроит свой бюджет. Но есть надежда, что его расходование станет более прозрачным. В чем мы на 100% уверены – что зарплаты педагогам не будут подниматься. Об этом даже Назарбаева не сказала ни слова.

Таисия АФИНИДИ

Похожие Записи

« »