Медик «скорой» не сможет поставить укол?

Ноя 20 • Общество, Письма читателей, Политика, Экономика • 561 Просмотров • Комментариев нет

Пугающую картину ситуации в службе неотложной медицинской помощи нарисовала врач с 38-летним стажем.

На пресс-конференцию, которая проводилась в зале Казахстанского бюро по правам человека, должны были прийти четверо медиков и в лучшем случае несколько журналистов. Однако тема оказалось такой «больной», что представителям прессы не хватило мест. Зато из заявленных организаторов пришла одна врач.

Единственной персоне за столом никто не удивился. Журналисты привыкли, что врачи и учителя редко высказываются на публику. Но на этот раз врач станции скорой медицинской помощи (СМП) Гульнар Абильбекова сломала стереотипы.

С пачкой документов в руках врач прямо говорила о коррупции в службе и незаконных увольнениях. Коллег, которые в последний момент испугались, она не осуждает: «Они молодые, их запугивают, поэтому они не пришли».

По ее словам выходит, что с появлением нового главврача СМП Биржана Оспанова качество оказания медпомощи резко снизилось. Обычаем стали массовые увольнения персонала «по собственному желанию». За год на подстанции №2 уволились 70 сотрудников. Таких подстанций в Алматы десять, а всего штат насчитывает 3000 человек.

Абильбекова считает, что причина масштабной ротации кроется в «материальном интересе». На место ушедших врачей и фельдшеров набираются неопытные молодые медики из колледжей и университета. С них-то, по ее словам, и берутся взятки на устройство на работу — по 150-200 тысяч тенге.

— Доходит до того, что на станции скорой работают волонтеры. Это студенты не медицинских, а других специальностей: математики, географы. Я в шоке — как они врачу могут помочь?! Никогда такого не было. Я считаю, здесь есть материальная заинтересованность.

Уволить или довести до увольнения любого сотрудника скорой просто, тем более что постоянно меняются «правила игры».

— То из нас хотят сделать парамедиков по американской программе. То нас заставляли работать на похоронную компанию «Искандер». Может, вы помните, это было в 2002 году, я тогда тоже поднимала этот вопрос, — рассказала Гульнар. — Если больной умирал, заставляли связываться с похоронной компанией. Меня один раз избили на вызове, сказали: ты специально убила человека, чтобы «похоронщики» имели деньги.

Как считает спикер, из-за таких передряг страдают прежде всего пациенты, о чем говорят участившиеся случаи смертей.

— На этой неделе женщина умерла 40 лет, у нее шестилетний ребенок остался, — привела она пример. — Были четыре бригады, все врачи молодые очень. Только после того, как мать настояла, ее отвезли в больницу, но больная умерла. Раз госорганы не реагируют, я считаю, общественность должна поднимать этот вопрос — это завтра может коснуться каждого. У каждого есть матери пожилые, жены беременные, дети.

Воспользоваться медийным ресурсом докторам посоветовали в ОО «Гражданская оборона», пояснил занявший место второго спикера глава объединения Андрей Ушаков.

— Факты о наличии коррупционной схемы требуют тщательнейшей комплексной проверки. Это дело касается каждого из нас и здоровья нации в целом. Мы просим обратить на этот случай внимание надзорного органа и Министерства здравоохранения, — сказал он.

Пока же органы, куда обращалась Гульнар Абильбекова, — горздрав, прокуратура, финполиция, Минздрав — присылают ответы со стандартной формулировкой «приведенные в жалобе факты не подтвердились». У нее таких бумаг — целая папка. Обращалась она и в суд — о снятии с нее выговора. После суда главврач снял взыскание, но отношения к слишком активной сотруднице не изменил.

— Меня перевели на самую дальнюю подстанцию и объявили выговор за то, что «часто выражала свое недовольство и создавала конфликтные ситуации, обращаясь на сайты госорганов». В моем возрасте туда трудно добираться через весь город. Главврач говорит, что я клоун, угрожает, что у него много влиятельных друзей, он все свои силы подключит и меня сотрет в порошок. Он объявлял меня сумасшедшей, даже присылал бригаду психиатров.

Наказать медика скорой помощи нетрудно, говорит Гульнар. В должностных инструкциях есть около 40 показателей, по которым можно найти нарушение и назначить штраф. Например, на прием врач скорой должен потратить не более 10 минут.

— За дежурство я отвезла в больницы пятерых пациентов, из них положили трех больных — меня за это наказали, — привела еще один пример спикер. — Или перетранспортировка: если скорая привезла в один стационар, а дежурный врач отправил в другой. За это такса есть — 30 тысяч. Врачи получают 50-60 тысяч. У меня с большим стажем и высшей категорией ставка 37 тысяч тенге, с ночными дежурствами получаю около 100 тысяч.

Процветают в скорой поборы, утверждает доктор. На постройку беседки с каждого сотрудника, даже со студентов, собрали по 8000 тенге.

— Артура Рефеля (фельдшера, который тоже не пришел на пресс-конференцию) , уволили, потому что на собрании в честь Дня медика он не смог ответить на вопрос, что такое меморандум, — привела она еще один пример и сделала неутешительный вывод: — Молодые врачи теряют веру в правовое государство.

— Вы говорили, у вас есть профсоюз, — спросил Андрей Ушаков. — И где его роль?

— Никакой защиты у нас нет, — подтвердила Абильбекова. — Стучимся во все двери — никакого результата. Мы просим защитить молодых специалистов. Я через два года ухожу на пенсию. Завтра они будут к вам приезжать!

Те, кто будет работать на скорой завтра, были представлены в лице 21-летнего фельдшера Тамчигуль Топаевой, которая подошла уже к концу встречи.

Она рассказала, что, придя на станцию, работала в бригаде с детским врачом, а когда та ушла в отпуск, ей пришлось ездить на вызовы одной. В одну из поездок к беременной женщине водитель сначала заехал к себе домой, а потом они  долго не могли найти нужный дом — по названному адресу оказалось два дома. В итоге больная дождалась помощи только через 42 минуты. На следующий же день Тамчигуль предложили написать заявление «по собственному».

…Надеемся, пресс-конференция будет иметь эффект и уполномоченные органы теперь обратят внимание на положение в скорой. Ведь, как сказал Андрей Ушаков, никому не хочется, чтобы завтра к нему приехал врач, который «не может укол в попу поставить».

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

« »