«Лады» и «Дэу» не дружат с дорогой?
Рост автомобильной промышленности в Казахстане и России сдерживается локальными проблемами, считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сейчас автопромышленность России и Казахстана внутри ЕАЭС видится примерно на одном уровне. Но готовы ли казахстанцы пересаживаться на автомобили отечественной сборки?
«Российские производители теряют потребителей из-за отмены льготных форм автокредитования и высоких цен, а казахстанские коллеги столкнулись со сложностями наращивания объема поставок на внутренний рынок на фоне слабого спроса из–за скачков тенге в этом году», – отметила г-жа Бодрова в своем комментарии интернет-ресурсу CA-NEWS. Но только ли скачки цен виновны в слабом спросе? Об этом корреспондент газеты «С пером и шпагой!» поговорила с главой Союза автолюбителей Казахстана Эдуардом Эдоковым.
По его данным, сегодня в России существует около 20 автосборочных производств. В их числе те, которые собирают БМВ, «Хюндай», «Ситроен», «Киа», «Рено», «Фольксваген», «Тойоту». В 2013 году их сборка в России составила примерно 75% от общего глобального автомобильного рынка.
А вообще российский автопром стоит на втором месте по объемам сборки после европейского, уточнил наш собеседник. «Это примерно 2 миллиона автомобилей, что не идет ни в какое сравнение с казахстанским автомобильным производством, которое составляет всего около 40 тысяч машин», – добавил он.
При этом спрос на продукцию «АвтоВАЗа», по его словам, серьезно снижается. В год на 5-15%. Но снижается, акцентировал он внимание, именно на исконно российские марки. Зато спрос на собранные в России иномарки растет. Например, «Тойота» в Санкт-Петербурге увеличила объем сборки на четверть. Поэтому, считает он, некорректно говорить о том, что российский рынок стагнирует. Сегодня он работает на «четверку», но падает производство исконно отечественных марок машин.
Что касается Казахстана, то в стране всего два автосборочных производства: «АзияАВТО» в Усть-Каменогорске и «АгромашХолдинг Казахстан» в Костанае.
– Проектные мощности у одного – 50 тысяч авто в год, у второго – около 30 тысяч. Но в реальности Усть-Каменогорск произвел в прошлом году около 30 тысяч авто и Костанай примерно 6-7 тысяч машин, – сказал г-н Эдоков.
Комментируя ситуация в этом сегменте рынка в целом, Эдоков добавил, что цены на любые машины растут, и в этом нет ничего особенного, ведь меняется курс доллара. «Мировая экономика пока не пришла в себя, и, наверно, не приходится ждать рекордов по увеличению продаж автомобилей», – заметил глава Союза автолюбителей.
Что касается ситуации на локальном автомобильном рынка Казахстана, то после создания Таможенного союза в стране начали действовать заградительные пошлины, которые составляют от 30% стоимости авто. И казахстанцы потеряли возможность ввозить по разумной цене новый или подержанный автомобиль.
– Рынок забором огородили от иномарок, тем самым перенаправив спрос на произведенные внутри ТС машины, – отметил Эдуард Эдоков. – Наши заводы показали увеличение объем производства почти на 90%. Если в 2012 году собрали 17 тысяч машин, то в 2013 – почти 40 тысяч. «АгромашХолдинг Казахстан» в 2012 году собрал 2,5 тысячи машин, в 2013 – 7 тысяч машин, – рассказал он.
За последние 2-3 года на казахстанских дорогах появилось большое количество российских «Лад» и узбекских «Дэу». Потребители пересели на эти автомобили из-за их невысокой стоимости, но при этом забыли про безопасность. Машины марки «Дэу» с легкостью переворачиваются на дорогах, да и вообще очень хрупкие, заметил глава автомобильного союза.
– Сейчас лучом света для нас выглядит запуск автосборочной линии марки «Тойота Фортунер» на костанайском заводе «АгромашХолдинг». Его торжественное открытие состоялось 11 июня и это немного радует, – сказал Эдуард Эдоков. – Это самый бюджетный внедорожник, который много лет собирался в Малайзии и Таиланде, где и продавался.
Но, по мнению нашего собеседника, тут встает вопрос цены.
– В Эмиратах этот автомобиль строит примерно 27 тысяч долларов, а у нас, если верить неофициальным данным, цена составит около 40 тысяч долларов. И какой тогда смысл покупать машину казахстанской сборки, если можно купить японской, привезти в Казахстан, растаможить и при этом еще сэкономить? – задался он вопросом.
Учитывая все вышесказанное, собственное автопроизводство – это утопия, сделал вывод Эдуард Эдоков, напомнив, что, к примеру, та же Канада, которая входит в десятку развитых стран мира, прекрасно обходится без него.
Ксения БОНДАЛ
Похожие Записи
Один ответ на «Лады» и «Дэу» не дружат с дорогой?
«Как Тимур купил Гоге супер-самолет «Я зареклась работать с нашими банками»»
Крепкий сон помогает избежать старения. Особенно, если спишь за рулём…