Трехъязычные невежды

Окт 2 • Общество, Политика • 2511 Просмотров • Комментариев к записи Трехъязычные невежды нет

Двенадцатилетка, преподавание предметов на трех языках и компетентностный подход — сразу три нововведения собираются обрушить на казахстанские школы. Причем первое — уже в следующем году. Что из этого получится, выясняли на алматинской площадке аналитической группы «Кипр».

Аудитория на дискуссию «Реформа школьного образования в Казахстане: большая перемена» собралась представительная: профессура, руководители научных центров, школ и вузов, главы НПО. Не было только никого из Министерства образования, которое и затеяло всю эту кутерьму. Видимо, чиновники-«образованцы» уже все для себя решили, и переубедить их невозможно. Чего не скажешь о слушателях — они уже к середине мероприятия поняли, что школьникам грозит нечто невообразимое.

Улетят вдруг «пилоты»

Первый доклад «Школьное образование и реформы, мотивированность и эволюционность. Международный опыт» представила чилийка Клаудия Вальбуена, вице-президентОФ «Казахстанский фонд культурного, социального и образовательного развития». Надо признать, сказала она, что государство использует образование как идеологическую обработку в своих целях, и ученик становится продуктом, который нужен государственной системе. Поэтому реформы образования всегда идут сверху, и поэтому в них нет опоры на мир обучающего и обучаемого.

По мнению чилийки, правительство должно рассматривать ученика не как продукт для системы, а как человека со своими ценностями, ставить его, а не чиновника, в центр образования.

Наверное, никто не будет спорить, что в Казахстане школы работают именно по такой «чиновникоцентричной» системе. К чему это приводит, рассказала Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики фонда Сорос-Казахстан, в докладе «Школьное образование в РК: большая перемена».

Казахстанские школьники в возрасте 15 лет участвовали в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA). Вывод: они отстают от сверстников на 62 балла по математике и на 103 балла по чтению(это означает отставание на 2,5 года обучения!). Ни один участник из РК не достиг высшего, шестого, уровня; пятый уровень оказался у 0,4%, а у 48% — самый низкий, первый, уровень. Для сравнения: 55% школьников из Шанхая показали пятый и шестой уровень по математике, у нас таких 0,9%.

Что еще особо отметили эксперты, так это катастрофический разрыв между лучшими и худшими и учениками и школами. Например, средний балл ЕНТ в лучшей школе — 116, в худшей — 41. «Казахстан выбрал стратегию на создание «островов качества» — это институционализация избирательности через создание единичных лучших школ. Основная же масса не имеет знаний и навыков, не усваивает программу», — завершила наглядную картину Сауле Каликова. Хуже всего, что подъем уровня элитарных школ идет за счет снижения уровня обычных.

Чем же хотят исправлять положение чиновники из МОН? Согласно госпрограмме развития образования, до 2020 года школы должны перейти на подушевое финансирование, управляться попечительскими советами, а по структуре стать 12-летками. Изменится содержание образования, причем кардинально: это отказ от 5-балльной системы, трехъязычное обучение в основной и старшей школе, вместо простого усваивания знаний ученики должны научиться их применять (так называемый компетентностный подход).

Во главу угла ставится самостоятельный поиск информации, критический подход, оценка и функциональная грамотность, заявил учителям на августовской конференции министр образования Аслан Саринжипов. А теперь — внимание: все это «счастье» настанет уже в следующем учебном году! Сейчас же новый стандарт апробируется в 30 пилотных школах.

Вместо полиязычие — полуязычие

И Сауле Каликова, и следующий докладчик — профессор КИМЭП Жулдыз Смагулова, в общем согласившись с необходимостью преобразований, сказали очень много о том, почему именно такая скоропалительная, непродуманная и не основанная на научных данных реформа принесет вред и вообще вряд ли воплотится в жизнь.

Прежде всего Жулдыз Смагулова не оставила камня на камне от идеи преподавания предметов на русском, казахском и английском языках. «Из многочисленных исследований мы знаем, что ребенок должен учиться на родном языке. Есть огромная разница между первым, вторым и иностранным языком. Ожидать, что предмет не на родном языке будет усваивается так же, как на родном, нелепо», — пожала она плечами. В итоге мы получим так называемый семилингвизм(полуязычие) — это когда человек толком не знает ни одного языка. «Если нет навыков на одном языке, то бесполезно давать их на на втором, третьем языке», — предупредила эксперт.

Есть опыт Малайзии, Индонезии и других стран, где пытались ввести английский для некоторых предметов, и там сразу падал уровень образования. Те же страны, где все предметы ведутся на родном языке, показывают самые лучшие результаты, втолковывала профессор.

Далее возникают чисто технические вопросы: где взять кадры? В Казахстане предполагают на год забирать учителя с работы, чтобы научить его давать предмет на другом языке. «Переподготовите учителя, а зачем ему в школу возвращаться?» — задалась докладчик логичным вопросом.

А самый весомый аргумент, на наш взгляд, предъявил старший научный сотрудник Института экономики МОН РК Ильдар Дауранов: «Мы провели исследования и выяснили, что в пилотных проектах показатели выше на 50—60%». То есть ожидать, что результаты пилотных школ повторятся во всех, по меньшей мере безграмотно!

Все дело в том, что МОН само придумывает программы, само оценивает, и само себя хвалит, сделала вывод Смагулова.

Удивительно, но все эти доводы не произвели впечатления на старшего преподавателя Республиканского института повышения квалификации кадров системы образования РК. Она не поняла пессимизма докладчиков.

«Нет никакого нового содержания! Таблица умножения как была, так и остается. Добавляется только один год. Центр «Дарын» проводит эксперимент в 30 школах, дети говорят на казахском, русском и английском, и от этого они не стали хуже других. Это перспектива для Казахстана! Назарбаев закончил казахскую школу — и ничего, управляет страной», — бросила г-жа Сариева козырную карту.

Однако когда ей задали уточняющий вопрос: с какой стороны приращивается этот год — снизу, к начальной школе, или сверху, как год обучения, потерянный при переходе от пятилетнего к четырехлетнему циклу в вузах, она простодушно ответила: «Это пока не говорят». Повторим,12-летка начинает работать уже в следующем году!

Но добила слушателей Кульпаш Сариева сентенцией по поводу содержания образования: «Идет неправильное понимание критического мышления — это не критика, это аналитика. На самом деле это конспектирование — то, чем мы занимались в советское время».

К сожалению, высказав свою точку зрения, г-жа Сариева почти сразу ушла и не услышала выступления директора одной из алматинских школ, главы филиала РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Ирины Смирновой, которая, как она выразилась, принесла «вести с полей». «Мы совершенно не готовы! — твердо заявила Смирнова. — Не то что на английском — мы некоторые предметы в русской школе скоро не сможем преподавать на русском. У нас катастрофически не хватает математиков, физиков, географов, даже учителей казахского языка, которые хотят меняться».

Да, сейчас школьные учителя вовсю изучают новые подходы, проходят трехмесячные курсы по кембриджской программе (стоимость 1,5 млн тенге на 1 учителя), но «люди в школе авторитарны, состав возрастной — есть учительницы 75 лет, и мы не хотим их отпускать. Изменить их сложно», — поделилась директор.

Вместо двух часов дискуссия продолжалась больше трех. Отрадно, что в завершение практически все сошлись на одной идее: начинать надо с учителя.

«Вытащить систему может только сильный учитель», — сказала Ирина Смирнова. «Труд учителя недооценен. Хорошее образование стоит дорого. Успешную личность может воспитать только успешная личность», — поддержал ее недавно заступивший на должность директора «Назарбаев интеллектуальной школы» Алматы Олег Пак. А Сауле Каликова рассказала об опыте Финляндии, где «вложились в учителей». Реформа там идет с конца 70-х годов прошлого века, и только сейчас они начали пожинать ее плоды. Когда конкурс на место учителя достиг 10 человек на место, финские школьники стали занимать первые места в программе PISA.

У нас же, в Казахстане, цель реформ образования — не ученик и не учитель, а само Министерство образование. Каждое новшество дает возможность привлечь ресурсы, получить преференции и вообще — изобразить бурную деятельность. А то, что на 24-м году независимости дети в Казахстане учатся в три смены в аварийных школах по безграмотным учебникам, — это не повод для пессимизма.

Татьяна ПАНЧЕНКО

02.10.2015

Похожие Записи

« »