Кондукторы уходят в прошлое
С сегодняшнего дня в Алматы начинает работать «Автоматизированная система учета и оплаты проезда». Три месяца даны на работу в тестовом режиме. Причем не только для привыкания пассажиров к новой системе оплаты, но и для «Транспортного холдинга города Алматы».
Зайдя сегодня в троллейбус, я ожидала, что как обещала реклама, смогу наблюдать новую систему билетирования пассажиров. Однако не тут-то было! О новой системе оплаты свидетельствовали только плакаты в салоне — больше никаких объявлений не было.
Как выяснилось позднее, в 11.00 специально для прессы была организованна презентация новой системы учета и оплаты проезда. Решила воспользоваться случаем и узнать все, как говорится, из первых уст.
О том, как будут действовать карты, мы писали буквально вчера, перечислив вопросы граждан, которые возникли в связи с нововведением. Именно их мы ретранслировали специалистам из транспортного холдинга южной столицы.
Например, вопрос, есть ли возможность восстановить карту в случае утери. Как выяснилось, это возможно только в отношении именной карты. Первоначально именные карты будут выдаваться школьникам, студентам и пенсионерам, но со временем на сайте холдинга будет возможность зарегистрироваться всем жителям южной столицы, кто хочет перевести свою карту в именную. Это даст возможность восстанавливать утерянную карту без потери баланса. Пока эта услуга еще на стадии разработки.
На вопрос, будут ли какие-то скидки на проезд, как это практикуется в странах, где подобные карты уже введены давно, прозвучало, что в перспективе планируется такой подход к оплате. Но не сейчас.
«После того как мы на первоначальном этапе получим статистику по пассажиропотоку, уже исходя из этой статистики, мы и планируем рассматривать возможность введения скидок», — сказал Владимир Смирнов, заместитель директора «Транспортного холдинга города Алматы».
По его словам, такую статистика появится через полгода, максимум через год, и тогда, возможно, тарифы будут пересмотрены. В этом случае могут быть введены разные тарифы, скажем, проезд за день, за месяц. Возможно будет введена зональная тарификация: в центре одна оплата, на окраинах города — другая.
На вопрос относительно наличия проездных, хотя бы для школьников, был однозначный ответ, что проездные с 1 января устраняются. «Мы руководствуемся исключительно законодательством. На сегодняшний день постановлением Маслихата утверждены тарифы, и мы работаем в рамках этих тарифов», — объяснил Владимир Смирнов..
Журналистам «живьем» показали оборудование, которое уже есть на 95-ти автобусах, принадлежащих «Алматыэлектротранс» Коммунальный автопарк №1.
Терминалы, которые будут снимать деньги с карты, будут расположены в двух точках в салоне в непосредственной близости к двери.
Надо заметить, что сразу заплатить за проезд с одной карты за себя и, скажем, за своего спутника, не получится: между протоплатами должен пройти определённый промежуток времени.
Приобрести карту можно будет в киосках, торгующих печатной продукцией, и в киосках «Спортлото», а также их будут продавать контролеры-ревизоры.-ревизоры.
В рамках презентации было продемонстрировано, как можно будет пополнять баланс карт через терминалы QIWI -соответствующий логотип уже есть в меню терминалов.
Кстати, большинство водителей еще не в курсе нововведений. Об этом мы узнали вчера из разговора с водителем автобуса №63. Троллейбусы же и трамваи начнут оснащать необходимым оборудованием дней через пять и планируют завершить за один месяц. Как сказал Владимир Смирнов, по его данным, на 95% уже все готово к запуску.
Что касается метро, то на вопрос, будет ли оно включено в единую систему оплаты, господин Смирнов ответить затруднился, отшутившись: «Давайте, это пока останется секретом!»
Оксана МАКУШИНА
01.10.2015