«Это ж памятник, кто его посадит?!»

Июн 10 • Общество, Политика • 2145 Просмотров • 2 комментария к записи «Это ж памятник, кто его посадит?!»

 Какими должны быть современные памятники? Что можно оставить и что нужно снести из скульптур, напоминающих о нашем советском прошлом? Бурная дискуссия по этому поводу в социальной сети подняла одну из проблем, которая периодически поднимается в обществе.

 Все началось с «невинного» поста одного из пользователей «Фейсбука», который, оказавшись в Алматы, не обнаружил на привычном месте любимую скульптурную композицию. (Мы поправили в комментариях только грамматические ошибки и опечатки.)

«Совсем недавно заметил, что в Алматы напротив сгинувшего в Лету по вине варваров одного из красивейших алматинских зданий – «Саяхат» – появился новый памятник – очередному нашему батыру. Не разглядел. Ну, наверное, Кабанбаю или Наурызбай батыру. Мейлі ғой. Пусть будут! Ничего зазорного не вижу. Только вот одно смущает. На том месте, где появился новый всадник-батыр, раньше стоял памятник, кажется, революционерам. Не помните? Хороший памятник там стоял. Он был посвящен людям, установившим советскую власть в КЗ. Кажется, так?! Могу ошибиться. Одного не пойму: зачем разрушать на корню все памятники? Ладно с главных площадей убирают Ленина и иже с ним. Пущай убирают, а таких-то зачем? Это ведь наша общая история была? Ее-то не вычеркнешь из собственной жизни страны, людей, живших тогда? Не кажется ли вам, ребзя мои, это то же самое, что если мы сейчас будем отказываться от своих предков. Ведь это тоже наше прошлое?» – задал вопрос своим «френдам» Арыстан Арыстанов.

Видимо, эта тема давно витала в воздухе, нашелся повод, и людей словно прорвало.

«Памятники, окромя деятелям культуры, времен Союза – это колониальные, и их мы обязаны уничтожать))) али ты против?))», – выразил свою позицию некий Женис Куспанов.

Некто Zake Halmet пошел дальше, обвинив бывших советских деятелей во всех смертных грехах. «Простите, они убийцы нашего Народа. И, кстати, виноваты в том, что мы не Казахи, а толпа в джинсах и костюмах. Они уничтожали народ, а потом друг друга, ведь нельзя свидетелей оставлять!» – категорично заявил он. Получивший известность как блогер Айдар Бекбосын решил поучить автора поста: «Был памятник ватникам… теперь там Раимбек батыр! Учи историю…»

«Там не стоял конкретно какой-то чел, ну, типа Дзержинский или Калинин. Бог с ними, убирайте, а простым людям-то зачем памятники разрушать? Вот об этом речь, пургу не гоните. Революцию совершали люди, хороша она или плоха была. Раимбек батыру, я не против, установить можно где угодно. Если поискать, место найти можно и получше! Зачем на голову одного водружать другого? Если так рассуждать, тогда Италия и другие европейские страны должны были уничтожить все памятники, начиная с Калигулы, или вообще уничтожиться! Так получается? Зачем историю пытаться стереть, хороша она была или плоха, это другая тема. Через эдак каких-то лет Казахстан будет страной из одних памятников, очень похожих друг на друга. Куда ни глянь, везде будут стоять наши батыры на конях… Какой ужас», – не сдавался автор поста.

Его решил поддержать некто : «Памятники – это наиболее стойкие к разрушению временем и природными условиями произведения человечества. По ним наглядно определяют возраст и культуру народа через тысячелетия, когда исчезли другие признаки цивилизации. Потомкам все равно, какую идеологию несли египетские пирамиды или Капитолий. Уничтожая памятники, мы сами сокращаем возраст своего народа».

Но сторонники позиции «все снести» не унимались. «Не думаю, что памятники строю, который пытался уничтожить нас как нацию, прибавят возраста нашему народу))) В мире куча примеров, когда избавлялись от таких памятников. Мы сейчас в Европе лицезреем только то, что осталось!» – ответил ему Женис Куспанов.

«Памятники строю, который пытался уничтожить нас как нацию» – Женис, под тем строем жили и другие народы, кроме казахов. Они как-то сумели сохранить свою идентичность, язык и прочее, только казахи оказались слабаками? Кто виноват? Это у нас, у казахов, по-моему, в крови все – все вокруг виноваты в наших бедах, в том числе и за голодомор, только не казахи!» – написал в ответ автор поста.

Журналист поддержал его, он также считает, что ничего нельзя сносить: «Никогда не уничтожай памятники истории и не реставрируй их». Это слова Б. Шоу. С ним я полностью согласен. Как бы мы ни относились к советской власти, думаю, нужно было оставить их…»

Однако другой наш коллега — Касым Аманжол с этим категорически не согласен. «У них у всех руки по локоть в крови, это они насиловали наших прабабушек. И если мы считаем себя нацией, то не должны эти памятники стоять, все нужно уничтожить», – жестко обозначил он свою позицию.

Не обошлось без комментариев и на тему качества ныне возводимых произведений скульптуры.

«Давеча в Кызылорде был скандал. Заказали памятник батыру, не помню имени. Скульптор решил скреативить и изваял батыра пешим, в позе дискометателя, радеющего своей позой за Отчизну. Вы осознали всю мерзость этой диверсии!? ПЕШИМ!!! БЕЗ КОНЯ!!! БАТЫРА!!! Это равносильно провокации, плевок в душу номадизма. Памятник поставили. Старейшины родов на открытии памятника плевались. Сразу после церемонии поехали в областное управление культуры гневно ругать начальников. Ругались страшно, скандал разрастался со страшной силой. Памятник в итоге убрали, заместо него делают уже другой, персона та же, но на коне. И это правильно, святотатец, кто смеет отнять у казаха коня. Даже у бронзового. Нам без коней никак. Лет через двести, думается, будут ваять нынешних деятелей с «ланд крузерами» ну или «лексусами», – рассказал некий Sagyndyk Ishangali.

Жительнице Алматы, журналистке Татьяне Панченко тоже нашлось что сказать по этому поводу. «Я ничего не понимаю в искусстве. И мне представляется, что памятники в городах должны быть рассчитаны на таких, как я. Они должны просто вызывать положительные эмоции. Снесенный памятник напротив «Саяхата» при всем неоднозначном отношении к революционерам был хорош, согласитесь – динамичный, выразительный. И отражал историческое прошлое – здесь, в Казахстане, действительно устанавливали советскую власть. А новые монументы все на одно «лицо», точнее фигуру. Посмотрите на худосочную девицу, пригвожденную к стене на проспекте Желтоксан. Раскинула она свои тонкие руки, и что хочет сказать, непонятно. «Отчего люди не летают?», что ли… А истощенные младенцы на не менее истощенных конях у монумента Независимости? Это что, памятник жертвам джута? Такое же художество в Астане стоит – там трое дистрофиков за руки сцепились, чтобы не упасть… Одних батыров сделали с лишним весом, и тех куда-то выкинули, я уже не помню. Может, эскизы памятников сначала в прессе публиковать? Если народ высмеивать будет, то что-то другое предлагать», – внесла она рациональное предложение.

Кстати, кто-то из пользователей «Фейсбука» даже заметил: «Памятник Назарбаеву в парке Первого президента смахивает на фашистский герб, из-за того что кажется, что там у него за спиной «крылья», как у орла фашистского», а другой добавил: «Когда сменится эта власть, тоже будете сносить памятники, посвященные ей?»

Действительно, тенденция просматривается нехорошая. Мы рискуем стать страной без прошлого, а значит, и без будущего.

Назира ДАРИМБЕТ

 

Похожие Записи

2 ответов на «Это ж памятник, кто его посадит?!»

  1. ШП:

    Очень права «простая жительница Алматы», которая высказала не простую мысль: памятники должны быть понятны и светлы. То что у нас стоит уже -мрачно, дорого и не ясно. Взять памятник погибшим горнякам в Караганде в парке Караганды. Туда никто не ходит и понятно почему. Потому что там, кроме куплета из Высоцкого (плагиат) нет не только ничего вразумитеьного. Там очевидная несуразица и это надо видеть- женский восточный профиль держит на руках маленького шахтерика -гномика — если это не издевательство, то что тогда издевательство?
    Ау художники и архитекторы?! Где вы? ну что чудовищные китайские фонтаны и прочие кони и олени с искуственными деревьями!! Это и есть наше все? Лучше вообще ничего, чем эта убогость. .

  2. ШП:

    Извините, уважаемая редакция, но почему так долго происходит модерация?

« »