Один планшетник вместо всех учебников

Авг 25 • Общество, Политика, Экономика • 1039 Просмотров • Комментариев к записи Один планшетник вместо всех учебников нет

Эта мечта в обозримом будущем вряд ли станет явью для казахстанских школьников

Государство не обязано обеспечивать бесплатными учебниками школьников. Это заявление вице-министра образования Казахстана Есенгазы Имангалиева вызвало шквал негодования со стороны родителей. Хотя на самом деле и им, и учителям следовало бы возмущаться совсем по другому поводу.

«Почему на школу выдают по 5-6 наборов учебников, если по закону каждый ребенок имеет право на бесплатные учебники? – предъявила претензии мать школьника Министерству образования и науки. – Почему я плачу ежемесячно налоги, а мой ребенок не может получить учебники бесплатно?»

«Каждый должен четко знать, что есть нормативно-правовые акты, и согласно им пользоваться бесплатными учебниками имеет право определенная категория детей, которая обозначена в документах, – дети малоимущие, сироты, оставшиеся без попечения родителей», – оперативно ответил гражданке вице-министр МОН. И тут же попенял недальновидным родителям: «Все вспоминают в преддверии августа, что детей нужно вести в школу, и ажиотажные очереди в книжные магазины, нехватка учебников чаще всего возникают, когда родители стихийно лето провели, и перед началом учебного года начинается ажиотаж».

По сведениям чиновника, «до конца учебного года у нас все директора проводят родительские собрания, где вывешиваются объявления, по каким учебникам, по каким авторам будут заниматься определенные классы и в каких книжных магазинах можно приобрести данные учебники». То есть за лето все имеют возможность не торопясь купить необходимые пособия, если их нет в школьной библиотеке. Видимо, вице-министр уверен, что уже в конце учебного года в школе знают, кому каких именно учебников не хватит.

Есенгазы Имангалиев ссылается на свой опыт отца четвероклассника: «Недостающие учебники мы покупаем. Примерно не больше 60 процентов». Чтобы прояснить ситуацию, сошлюсь на свой 11-летний опыт «школьной жизни» детей и данные коллег, у которых дети тоже учатся в алматинских школах.

В чем министр прав, так это в том, что школьные библиотеки обеспечивают учеников по мере возможности. Приняли больше детей в школу – им литературы не хватит. Оставили родители купленные за свои деньги в прошлом году книги в школьной библиотеке, значит, нынешним ученикам раздадут больше книг.

В школах, где учатся мои дети, в младших классах дают почти все учебники. Новичкам в классе приходится покупать 3-4 издания, зачастую это самые нужные. Учебников по «трудам», «изо» и физкультуре (да-да, были и такие!) обычно хватает всем.

В старших классах начинается специализация по направлениям – физико-математическое, химико-биологическое и гуманитарное, поэтому пособий требуется больше, и купившие их стараются потом продать, чтобы хоть немного снизить затраты на следующий класс.

Кроме этого, есть еще одна важная причина нехватки учебников – это их постоянное обновление. К сожалению, до сих пор у нас пишут и пишут новые учебные пособия. Это выгодно авторам и типографиям, но для школы, только набравшей комплекты по одной схеме, сразу возникает головная боль, когда приходит директива переходить на другое издание.

Принцип свободного выбора учебника преподавателями у нас существует только на бумаге. На самом деле все определяют отделы образования при акиматах, и зачастую указание, по какому именно учебнику заниматься в этом году, приходит к середине сентября (а отнюдь не в конце предыдущего учебного года, как утверждает вице-министр). И тогда, если именно такого учебника нет в библиотеке, родителям приходится бежать по магазинам и базарам. В первых их встречают очереди, во вторых – цены в два раза выше магазинных.

Но, по моему мнению, главная проблема не в цене и количестве, хотя и это, безусловно, очень важно. Главное – качество учебной литературы, которое если и улучшается, то недопустимо медленно. Ошибки – фактические и языковые, нелепости, непонятности щедро рассеяны по страницам учебников практически всех предметов. Каждый учебник стоит 1000-2000 тенге и выходит многотысячными тиражами – за такие деньги можно хотя бы сделать приличную корректуру, как вы думаете?

Есть и еще один выход, на который уже не первый год указывают и сами родители, и эксперты. Это электронные учебники. «Электронная книга E-book (простая) сейчас стоит не больше 17 тысяч тенге, – пишет один блогер. – Ну пусть будет в два раза дороже, если сделано в РК (или если закупать не е-book, а планшетный компьютер, добавим от себя – авт.). В нее умещается вся школьная библиотека вместе с учебниками и литературой для дополнительного чтения. Места занимает мало, ранцы значительно облегчатся».

Однако не думаем, что эта идея найдет много последователей в среде чиновников от образования. Издание учебников – слишком прибыльный бизнес, чтобы от него так просто отказаться.

Татьяна ПАНЧЕНКО

Источник: Газета «С пером и шпагой», № 7 (79) от 22 августа 2014 года

Похожие Записи

« »