Не дадим построить «дорогу смерти»!

Янв 20 • Интервью, Общество, Политика, Экономика • 1424 Просмотров • 1 комментарий к записи Не дадим построить «дорогу смерти»!

Такой протест высказали «зеленые» во время общественных слушаний по проекту «Кок-Жайляу»

Криками «Рабы вы!» завершились общественные слушания по проекту строительства дороги на горнолыжный курорт Кок-Жайляу, прошедшие в понедельник в Алматы. Неадекватно тесное для такого мероприятия помещение, освистанные выступления независимых экспертов и спикеры, взмокшие от количества неудобных вопросов наталкивали на мысль, что все это — подготовленный спектакль.

Хорошее дело в понедельник не начинают, гласит народная мудрость. А если это дело еще и назначено на 8.30 утра… Имея все это в виду, команда «зеленых» приехала гораздо раньше на слушания по оценке влияния на окружающую среду (ОВОС) главной дороги на ГЛК – и не ошиблась.

Как рассказали активисты «антикурортного» движения, на момент их появления в зале все места уже были заняты женщинами с зычными голосами и сурового вида мужчинами. Кто-то из них в приватном разговоре с «зелеными» рассказал, что всех привезли в тесный зал заранее на двух автобусах. Но обо всем по порядку.

Деревья, животные? Посадим!

Балаган начался с выбора председателя и секретаря слушаний. В душном, забитом сидящими и стоящими в проходах людьми сразу же разразилась перепалка. Активисты движения не понимали, кто такие эти предлагаемые кандидаты, их оппоненты спешили проголосовать «за» предложенных лиц. В той же нескандальной манере установили регламент слушаний — всего два часа и норму выступлений для всех спикеров — 3 минуты.

Наконец-то сквозь шум и гам началась презентация первого спикера. Главный инженер проекта Игорь Сухов рассказывал о строительстве главной дороги на ГЛК, начинающейся почти сразу от экопоста в Алмарасанском ущелье и до урочища Кок-Жайляу.

До зоны отдыха «Отель «Кумбель» дорога будет асфальтирована, дальше начнется ее грунтовая часть, по которой смогут двигаться только авто с высокой проходимостью. На постройку дороги уйдет три года и 16,5 миллиарда тенге, заявил спикер. Скорость движения составит 40 км в час, в горной местности — 30 км, на серпантинах — 15 км. Автомобили будут двигаться по двум разносторонним полосам шириной 3,5 метра.

– Дорога сложная, проходит по горной местности, – признал Сухов. – И она будет качественно отличаться от той тропы, которая есть сейчас. Также предусмотрено строительство моста через реку Большая Алматинка, по которому смогут двигаться автомобили и пешеходы. На протяжении всей дороги будут увеличены энергетические мощности, построены новые трансформаторные станции.

Пропускная способность дороги на ГЛК составляет две тысячи автомобилей в час, но основная масса туристов будет подниматься по гондольной дороге от станции «Медеу», которая сможет перевозить более 3,5 тысячи человек в час. В процессе строительства под снос попадут шесть домов и бывший пионерский лагерь, рассказал спикер. Но это далеко не все.

Дело в том, что как раз в этом районе начинается лес. Многие деревья будут срублены, и это нанесет урон местам обитания диких животных. Но согласно проекту «Кок-Жайляу» компенсационные посадки деревьев составляют один к трем, то есть вместо одного уничтоженного дерева посадят три молодых, тут же добавил инженер. По его словам, это не последний вариант проекта дороги. Он еще должен пройти экологическую экспертизу в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования акимата, а до 2 февраля все желающие могут прислать свои предложения в управление автомобильных дорог Алматы.

Неудобных комментаторов в сад

Экономист Петр Своик за строительство курорта, но к проекту дороги у него есть претензии. Если уж строить курорт для массового посетителя, то в пиковые часы дорога на него должна пропускать несколько тысяч человек.

– Причем она должна соотноситься с большой парковкой на Кок-Жайляу, но там ничего подобного нет, то есть эта дорога ведет в никуда. Она по большей части технического предназначения, по ней будут возить все, что нужно для стройки: стройматериалы, продукты, рабочих. Или аким Есимов со своими друзьями сможет нормально на джипе доехать до курорта, – сказал эксперт.

Дальше ему продолжить ему не дали. Председатель слушаний напомнил, что его три минуты для выступления закончились, а из зала понеслись крики: «Говорите по существу!».

Еще больше от слушателей досталось председателю экологического союза «Табигат» Мэлсу Елеусизову. Вся презентация г-на Сухова — продолжение масштабного представления, которое с самого начала разыгрывается вокруг строительства «Кок-Жайляу», заявил он.

– Эти люди (проектировщики дороги — авт.) просто исполнители, а главные заказчики — небожители, которые хотят построить себе замки в курортной зоне. В СССР такие крупные проекты обязательно согласовывались в госплане, но их предварительно делили на несколько мелких проектов. В сумме затраты на курорт превратятся в колоссальные деньги. 560 миллионов – не предел, будет потрачено еще больше, – считает Елеусизов.

Не должно быть никакого курорта, потому как это крайне сейсмоопасная зона, строительство ГЛК угрожает всему Алматы, добавил он.

– Как и прежде, я предлагаю закрыть «Кок-Жайляу». Защитим Кок-Жайляу! – только и успел вставить в конце общественник, после чего его перекричали сидящие в зале.

Во время сессии вопросов и ответов температура в зале поднялась еще на пару-тройку градусов. Некоторые из собравшихся переживали, смогут ли они после начала строительства дороги отдыхать дикарями близ урочища. Только с разрешения руководства Иле-Алатауского нацпарка, заявил Игорь Сухов.

– Если парк разрешит ставить палатки, мы не против, – пояснил он.

– Нам нужна хорошая дорога, я много лет живу в Ремизовке, и там ездить невозможно, освещения нет. Да что там ездить, ходить невозможно, а ведь там живет больше жителей, чем рядом с Кок-Жайляу, – заявила в микрофон женщина средних лет.

– Мы установим трансформаторные будки, и примерно 3,5 км будут освещаться, – сказал в ответ Сухов.

– У нас уже есть горнолыжный курорт Шымбулак. Реализаторы проекта заявляют, что на Кок-Жайляу приедут примерно 10 тысяч человек. Почему вы думаете, что на новый курорт приедет больше гостей, чем на уже действующий? – прозвучал очередной вопрос в зале.

От него спикер отмахнулся, сославшись на то, что может отвечать только на вопросы по строительству дороги.

– Если сравнивать Кок-Жайляу и Шымбулак, то первый благоприятнее для туристов, которые ходят в горы. Но сейчас туда не пройти, под каждым кустом туалет. Поэтому эту дорогу надо строить, – громогласно заявила одна их присутствующих женщин.

Стерпеть такого оскорбления в адрес любимого места отдыха «зеленые» не смогли:

– Для чего вам нужна эта дорога? Ходите себе в горы, раз так их любите! Мы ходим на Кок-Жайляу каждую субботу и воскресенье – и там нет такого!

– Мы хотим нормально отдыхать, – огрызнулась на них другая дама.

– Рабы вы, рабы! Не понимаете, для чего все это строится, – не унимались защитники урочища.

Тут очередной шквал криков накрыл всех присутствующих, а организаторы слушаний под это «шумок» их свернули — конечно, с «одобрительным» результатом.

Итог слушаний был подстроен, уверена активистка движения «Защитим Кок-Жайляу!» Надежда Ващенко, и не только она.

– Когда я пришла и спросила, почему нет свободных мест, люди в толпе сказали, что их привезли гораздо раньше на двух автобусах. Какие-то мужчины на входе не хотели пускать нас внутрь, мы попытались снимать на камеры через окно, но они стали закрывать жалюзи, – добавила она.

По словам Надежды, она против строительства дороги потому, что это означает – курорт все-таки построят. Но урочище не подходит для этого ни по каким параметрам.

– И еще я против того, чтобы в момент кризиса государственные деньги тратились на ненужные и опасные для природы и Алматы развлечения. У нас не хватает детсадов, школ, маленькие пенсии, вот куда нужно вкладываться, – с возмущением сказала активистка.

Как показывает практика застройки гор, после того как прокладывается дорога, вырастают коттеджи, заборы, шлагбаумы, сказал в свою очередь активист движения «Самсомол» Олег Белов.

– Чтобы убедиться в этом, достаточно поехать в Бутаковское ущелье и к Шымбулаку. И наивно полагать, что рядом с Шымбулаком, который, несмотря на все денежные вливания, так и не стал доступным для казахстанцев курортом, можно построить еще один курорт, куда поедут казахстанцы и иностранцы, – добавил он.

Дорога на Кок-Жайляу станет дорогой смерти, которая лишит казахстанцев возможности отдыхать на нетронутой природе, а алматинцев – дышать свежим воздухом в горах, резюмировал Олег Белов.

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

Один ответ на Не дадим построить «дорогу смерти»!

  1. Искандер:

    Уважаемые журналисты, а R-студия ваш проект? Я увидел на сайте газеты DAT рубрику Интервью и там все ваши эфиры с R-студии. Удивился. Какое отношение имеет господин Бапи к этому проекту?

« »