Автопром без господдержки не поедет После создания союза с Россией производители и дилеры РК оказались в «пролете»

Янв 23 • Общество, Политика, Экономика • 1665 Просмотров • Комментариев к записи Автопром без господдержки не поедет После создания союза с Россией производители и дилеры РК оказались в «пролете» нет

Без поддержки со стороны государства автомобильная отрасль выживет, но процветать не будет. Такую мысль пытался втолковать президент компании «Астана Моторс» Нурлан Смагулов журналистам, собравшимся на завод по производству коммерческих автомашин «Хюндай».

Мероприятие, запланированное сегодня в Алматы, обещало быть масштабным: сначала пресс-конференция с участием самого Нурлана Смагулова и других лидеров отрасли. Затем журналистам должны были показать завод по производству автобусов и грузовиков «Хюндай». А потом еще и провести круглый стол «Локализация автомобильной промышленности РК. Проблемы и перспективы» с участием вице-министра Альберта Рау.

По дорогам ездит сплошь старье

С первой частью все получилось как по-писаному. «С открытым забралом», по выражению Смагулова, все спикеры честно обрисовали положение со своим сегментом отрасли.

Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса и ГК AllurGroup Андрей Лаврентьев сообщил о небольшом падении продаж в прошлом году по сравнению с 2013 годом: 163,6 тысячи автомобилей против 165,7 тысячи.

 

Причины понятны: одномоментная девальвация тенге в феврале и постепенная девальвация рубля.

— Такой спад, на 1,31%, мы увидели впервые с 2009 года, — сказал он. — Рост показали маленькие города, вроде Рудного и Экибастуза. Это означает, что тот цивилизованный рынок, который мы создаем, уже показывает наше проникновение в более мелкие города.

Прогнозы на нынешний год, по словам Лаврентьева, будет зависеть «от текущих мер правительства», но, скорее всего, официальные продажи не превысят 110 тысяч единиц.

Оптимизм автодилерам вселяет только изношенность существующего автопарка в стране. Средний возраст машин, на которых ездят казахстанцы, — 13,5 -19 лет, это последнее место среди стран СНГ. Кроме того, поддержка отечественного автопрома упомянута в программе «Нурлы жол», что «дает большой шанс по производству».

На старость используемых грузовиков и автобусов надеется и гендиректор CBC Group Олег Туркин. По его подсчетам, 80% из 450 тысяч коммерческих автомобилей перевалили через 15 лет.

— Это потенциал нашего рынка, потому что эти грузовики полежат замене, — заметил он и продолжил: — Огромное внимание в программе «Нурлы жол» уделяется развитию дорожной инфраструктуры, тесно связанной с нашей отраслью. Этот драйвер вызывает оптимизм в развитии коммерческого сегмента автомобилей, будет давать нам новые возможности для бизнеса. Кроме того, мы ожидаем роста сегмента рынка местного производства.

Тем более что ввозимые в Казахстан автомобили после изменения системы сертификации не всегда отвечают установленным требованиям, добавил гендиректор ТОО «Вираж Group» Владимир Котельников.

В Казахстане сейчас работают 25 пунктов, которые выдают сертификаты соответствия на ввозимые транспортные средства. И нередки случаи, когда автомобилям, например, не соответствующим экологическому классу, «переклеивают бирки, таблички».

— Необходимо государству установить более жесткий контроль за качеством ввозимых автомобилей, — призвал Котельников. — Мы же не хотим, чтобы у машин на дорогах отказывали тормоза.

О бедных перегонщиках замолвили слово

Выступая после коллег, Нурлан Смагулов очень старался называть вещи своими именами.

— Мы находимся на одной площадке с производителями России и Беларуси, переток машин идет свободный, — напомнил он. — Но в России сейчас применяется 15 мер господдержки, вплоть до экзотических: если машина перевозится с завода во Владивостоке в центральную часть страны, то государство субсидирует железнодорожные тарифы.

Ассоциация казахстанского автобизнеса такого не требует, просит ввести хотя бы 3-4 меры, если «правительство видит в казахстанском автопроме какое-то будущее». В первую очередь это субсидирование лизинга для покупки автомобилей, произведенных в Казахстане. По-видимому, правительство уже готово сделать этот шаг. Как выразился Смагулов, оно «входит в конечную стадию понимания этого вопроса». Потребителям же не помешало бы субсидирование кредитной ставки при покупке отечественной продукции.

— Хотелось бы, чтобы механизм госзакупа был прозрачен, — пожелал глава «Астана Моторс». — Если по легковым автомобилей положение приемлемое, то по коммерческой технике далеко от идеала: покупается китайская или дорогая европейская техника, но слабо — произведенная в Казахстане. Мы должны быть честными: если мы хотим развиваться, то нужно лоббировать покупку отечественной техники.

Производители, в свою очередь, тоже должны не просто «руль и колеса прикручивать», а неуклонно повышать казахстанское содержание, доводя процент локализации до 50. Сегодня на месте производится 20-30% работ.

— Если бы правительство определилось по мерам господдержки, мы бы тогда имели большое будущее, — заключил Смагулов. — Но говорить о том, что казахстанский автопром сможет конкурировать с российским без адекватной господдержки, нельзя.

Правда, отвечая на вопросы, сам г-н Смагулов назвал сразу несколько пунктов, по которым государство все же помогает автопроизводителям: по линии фонда развития предпринимательства «Даму», инновационной программе, по программе создания рабочих мест. Нет именно специальной программы.

— Без поддержки мы будем жить, — заверил ветеран отрасли. — Будем существовать, но не процветать. Сегодня мы спровоцированы обещаниями государства и инвестировали свои средства, очень много заняли на рынке, и для нас очень важно, поможет государство или нет.

Несмотря на тяжелое положение, создавшееся на рынке после ослабления рубля, казахстанские автодилеры не устают заботиться о покупателях.

— Наша главная задача — не дискриминировать наших покупателей, не подвергать их риску зимней поездки в Россию, — заявил Нурлан Эркебуланович. — Сейчас мы ведем переговоры с производителями, чтобы мы получали такие же цены, как в России. Пока мы продаем автомобили в убыток, ниже себестоимости, и это не для красного словца. Мы уравниваем цены за счет своей устойчивости, за счет своих резервов. Собственные активы продаем, например автоцентр «Бавария» на Фурманова — Ташкентской, деньги от продажи пойдут на разницу цен. Я считаю, лучше сегодня зафиксировать убытки, чем завтра прийти в банки и просить реструктуризацию.

Однако пока казахстанцы не слишком верят дилерам, признает Смагулов: «тяжело призывать покупателей к патриотизму, когда в соседней стране дешевле на 20-30%». По его данным, от 40 до 50 тысяч авто пересекли российско-казахстанскую границу в декабре.

Стремясь к уравниванию российских и казахстанских цен на новые авто, Нурлан Смагулов, однако, не хочет мгновенного уравнивания курсов тенге и рубля.

— Если девальвацию провести сейчас, эффект будет еще более страшным, чем в феврале, это стагнация рынка на 2-3 месяца, инфляционные процессы будут большими, — уверен он. — Девальвация — это не единственное лекарство. Если бы я решал, я бы оказал меры господдержки, запустил программу по утилизации автомобилей, когда государство помогает заменить старый автомобиль на новый, помог бы МСБ. Эти меры более важны, чем ослабление тенге. Кроме оглушающего удара по потребителям, другого эффекта ослабления тенге я не вижу. Я вижу состояние людей. Второго такого резкого скачка они на психологическом уровне не выдержат. Это подорвет авторитет национальной валюты. У нас и так долларизация страны находится на чрезвычайно высоком уровне. Последствия для потребительского рынка будут ужасающими.

С Нурланом Смагуловым согласился и Андрей Лаврентьев. Он считает, что когда-нибудь тенге вернется к соотношению 4,5-5 тенге за рубль.

— Но одномоментная девальвация — это шок. Результат может дать постепенное снижение тенге плюс защита производителей, — выразил он свое мнение.

Всем спасибо, все свободны!

Закончив с вопросами, журналисты воспользовались предложением хозяев увидеть производство автобусов и грузовиков «Хюндай», достигшее пресловутых 50% локализации, включая покраску и сборку. Однако «завод» должного впечатление не произвел.

Сборочный цех напоминал огромных размеров СТО, где в одном углу сверкала газосварка, в другом — рассыпала искры «болгарка», а в третьем человек в комбинезоне не спеша оклеивал низ автобуса полиэтиленом, готовя к нанесению антикора.

 

 

Но разочарование от завода было гораздо меньшим, чем разочарование от начала круглого стола, с которого журналистов просто… выгнал вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау.

— У вас была пресс-конференция, где вы задали все вопросы. Здесь будет производственное совещание, — «переименовал» он на ходу мероприятие. — Всем спасибо.

СМИшники сделали вид, что намека не поняли.

— Сессии вопросов-ответов не будет, — еще раз напомнил Рау.

Все промолчали, но остались на местах.

— У нас будет внутреннее совещание. Журналистам спасибо, до свидания, — с нажимом произнес наконец вице-министр, и недовольным журналистам пришлось отправиться восвояси, так и не узнав, пообещал ли Альберт Рау вожделенную господдержку продавцам машин или нет.

Татьяна ПАНЧЕНКО

 

Похожие Записи

« »