Артур Котенев: «Честному бизнесу бояться нечего»

Дек 11 • Общество, Политика, Экономика • 409 Просмотров • Комментариев нет

В конце 2014 года в Казахстане истекает срок действия шестого по счету моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Предприниматели в ужасе и настаивают на его продлении, но в правительстве пока не приняли решение – продлять или не продлять. Возможно, увеличившиеся за время моратория налоговые отчисления в бюджет станут аргументом «за» для чиновников, считают в Национальной палате предпринимателей Алматы.

 Мы попросили директора алматинской НПП Артура Котенева рассказать, чего так боятся предприниматели и что предпринимают в его ведомстве, чтобы снизить риски для бизнеса.

Если надо, будем воевать

Артур Эдуардович, с нового года будет отменен мораторий на проверки МСБ. Бизнесмены, можно сказать, уже в панике. Действительно есть основания для беспокойства?

– В последние два месяца количество запросов от бизнеса на тему моратория резко увеличилось. Нам приходит много писем с просьбой продлить его еще на полгода. И в этом есть смысл, поэтому мы собираем все обращения и отправляем их в Астану в надежде на то, что они будут внимательно изучены.

Хочу обратить ваше внимание на то, что этот год был очень продуктивным, и не только для бизнеса. Количество налоговых отчислений в бюджет увеличилось на треть. На 800 тысяч увеличилось количество предприятий в республике. Президент в своем послании «Нурлы жол» заявил, что впереди нас ждут непростые времена, архитектура мировой экономики изменится, и Казахстан должен быть готов к этим вызовам.

Нацпалата собирается что-то предпринимать для того, чтобы страхи бизнесменов не реализовались?

– Подписан меморандум с Комитетом госдоходов, который теперь стал еще более грозной организацией, потому что в него входят Налоговый комитет, таможенное управление и финансовая полиция.

Мы также тесно работаем с Генпрокуратурой. За нами закреплен прокурор, который в случае нарушения прав предпринимателей получает наши письма и в кратчайшие сроки дает пояснения по каждому случаю. Если есть необходимость, то он вмешивается. И уже есть результаты такой работы. Например, было много нарушений со стороны акиматов и Налогового комитета, которые оставались безнаказанными. После нашего вмешательства некоторые чиновники наказаны, некоторые освобождены от должностей.

Мы все же надеемся, что не будет шквала проверок со стороны госорганов и их сотрудники не станут сразу же набрасываться на предпринимателей. Но палата не боится отстаивать права предпринимателя перед госорганами, если возникнет такая необходимость.

Но как получилось, что только практика запретов в виде мораториев позволяет бизнесу хоть как-то выживать в Казахстане? Неужели ничего эффективнее для его развития мы не смогли придумать?

– Это системная проблема, и не только для Казахстана, а для всего постсоветского пространства. Семьдесят лет нам вбивали в голову, что заниматься предпринимательством плохо. Теперь мы за короткий период пытаемся изменить эту философию.

Мораторий – один из инструментов для развития бизнеса. Но не единственный, конечно. Ни для кого не секрет, что заемные средства в стране очень дорогие. Прошлогодняя программа субсидирования через фонд «Даму» очень хорошо себя показала. Уже были выделены 100 миллиардов тенге для развития приоритетных секторов экономики – пищевой и перерабатывающей промышленности, а на следующий год будут выданы дополнительные 100 миллиардов тенге. По результатам этого года 20 миллиардов тенге освоил Алматы. Мы встречались по каждому проекту с бизнесменами и сравниваем это с семейными взаимоотношениями.

Если говорить о том, нужен мораторий или нет, то этот у нас шестой по счету. Многие развивающиеся государства его используют: бюджеты получают доходы, а число самозанятых растет.

Больше всех достают налоговики

Раньше самым главным хищником в процессе проверок бизнеса была финполиция. Ее, к счастью, больше нет. Кого теперь стоит остерегаться предпринимателям?

– Добропорядочным предпринимателям остерегаться никого не надо. Но судя по жалобам, больше всего проблем с Налоговым комитетом, когда происходят незаконные аресты счетов, незаконное дополнительное истребование документов. Второе место занимает архитектура, третье – управление земельных отношений. Сейчас мы готовимся подписать соглашение с управлением архитектуры Алматы.

Помните, была запущена программа некоего патруля, который выезжал по вызову предпринимателей, когда те сообщали, что госорганы пришли лютовать с проверками? Какие результаты дал этот проект?

– В Алматы данный проект не осуществлялся. Не готов сейчас говорить о них, потому что итоги будут проведены в конце этого года. Но проект был пилотный и охватил не все регионы. Мы осуществляем собственный контроль на постоянной основе без всякого патруля. Есть совет по защите предпринимателей, в рамках которого обсуждаются как частные проблемы, так и системные.

В тему господдержки. Как думаете, долго ли государству придется подставлять предпринимателям свое плечо и карман? Программа льготного кредитования рассчитана на оды, а дальше что? Какие у Вас ожидания по перспективам сектора?

– Важно понять, какова отдача от государственных программ, дают ли государственные деньги масштабный эффект, сколько рабочих мест создано после каждого транша, каков размер поступлений в бюджет. Казахстан поставил перед собой очень амбициозную задачу: в кратчайшие сроки попасть в число стран, у которых доля МСБ в экономике составляет 50%. Для сравнения: в Германии – 54%, во Франции 52%.

А в России как?

– В России этот показатель очень низкий, тем более с учетом того, что у них большая численность населения. И раз уж мы заговорили о России, добавлю, что многие тамошние предприниматели приходят в Казахстан для создания совместных предприятий или открывают представительства своих компаний.

Дело в том, что наша налоговая система и уровень прозрачности проверок в Казахстане понятнее, чем в России. Если раньше СП открывались в приграничных районах – в Уральске, Петропавловске, Павлодаре, то сегодня их много появилось в Алматы.

Кстати, наши украинские коллеги тоже активны. Несмотря на конфликт в этой стране, партнеры в Украине говорят о том, что, если ситуация ухудшится, они переведут свое производство в Казахстан, а если улучшится, то здесь откроется больше представительств.

Психологию мздоимства надо менять

Бизнесмены жалуются, что не все могут получить кредиты по госпрограммам. Компания, подпортившая себе кредитную историю во время кризиса, почти всегда получает отказ банка в финансировании. Бизнесмены же в ответ заявляют, что если уж они его пережили, то нужно считать это признаком стрессоустойчивости, и тогда не справедливо обделять их госпомощью. Что скажете?

– Деньги госфонда это в первую очередь средства нашего народа. Мы не можем просто так их раздавать всем, кто хочет их получить. Основная цель «Даму» – не пустить их по ветру, а добиться максимального эффекта от использования. Мы можем констатировать, что фактов коррупции в «Даму» не зафиксировано – от предпринимателей таких жалоб не поступало. И те предприятия, которые профинансировал фонд, дают хороший кумулятивный эффект, и процент невозврата по их кредитам ничтожно мал.

Нацпалата имеет своих представителей в «Даму» и других финансовых организациях, и если мы видим, что действующее предприятие с хорошей бизнес-историей, то мы отстаиваем их интересы перед банками. За последние три месяца в пищевой промышленности Алматы одобрено 7 проектов, в обрабатывающей – 17, в промышленности – 5 проектов.

Из 100 миллиардов тенге, обещанных президентом отечественному бизнесу, 50 миллиардов пойдет через «Даму» для МСБ и столько же через БРК крупным предпринимателям. По Вашему мнению, последние действительно настолько нуждаются в помощи, что на это должны тратиться госсредства?

– Нацпалата не делит бизнес на крупный и мелкий – все они налогоплательщики. Если у крупных компаний есть потребность в деньгах и это даст кумулятивный эффект экономике и дополнительные рабочие места, то почему нет?

Да, должны быть стратегические направления для финансирования, есть хорошие примеры в крупном производстве. Например, завод «Белкамит», Алматинский завод тяжелого машиностроения. Учитывая их историю и опыт работы, мы им тоже должны помогать. Нужно понимать, что окупаемость любых инвестиций в крупные предприятия составляет не 5-6 лет, а десятки лет.

А как обстоят дела с коррупцией в банках на стадии одобрения кредитным комитетом предпринимательских заявок?

– Я не готов говорить про все банки, у нас есть представительство только в «Даму». Но знаете, не бывает плохих и хороших предпринимателей или банкиров. Я не исключаю, что есть злоупотребления и коррупция, и если до нас дадут такие факты, то мы будем жестко на них реагировать совместно с прокуратурой. Коррупция сегодня действительно является основной проблемой для бизнеса. Бизнесмены люди практичные и ценят свое время, поэтому вынуждены решать вопросы с помощью денег. Именно вынуждены, потому что чиновники ставят их в такие условия.

Как думаете, опыт Грузии по искоренению коррупции можно применить в Казахстане?

– Я читалкнигу Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось». Она наблюдала в течение нескольких лет за экономическими реформами правительства Михаила Саакашвили и ярким примером борьбы с коррупцией назвала дорожную инспекцию, когда разогнали всех ее сотрудников и наняли новых. Этот опыт имеет и положительный, и негативный эффект. Например, в Грузии нет санэпиднадзора и пожарной службы, но тут спорный вопрос, нужно ли было их отменять.

Хочу заметить, что не все наши чиновники воры и мошенники. Среди них много порядочных людей, с которыми можно иметь дело. Наша ситуация изменится, когда изменится психология мздоимства. В первую очередь у предпринимательского сообщества, которое чаще соприкасается с чиновниками.

Спасибо за интервью!

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

« »