Взгляд Андрея Свиридова: неделя с 8 по 12.XII.2014

Дек 15 • Общество, Политика, Экономика • 547 Просмотров • Комментариев к записи Взгляд Андрея Свиридова: неделя с 8 по 12.XII.2014 нет

Про Всемирный день прав человека и казахстанскую реальность в свете событий уходящего года.

Продолжение авторской колонки правозащитного журналиста, редактора веб-сайта КМБПЧиСЗ Андрея Свиридова, обозревающего наиболее значимые, на его взгляд, политические события и исторические даты текущей недели. На этот раз обзор выстроен вокруг отмечаемого на этой неделе Всемирного дня прав человека.

Последний месяц любого года, он же и первый месяц зимы, ознаменован в казахстанском правозащитном календаре четырьмя памятными датами, пусть даже и не круглыми в уходящем 2014 году. В каждый из этих дней мы вспоминаем о событиях, связанных с утверждением четырех важнейших правовых документов общечеловеческого (первые два) и общеказахстанского (другие два) значения.

ВДПЧ и МПГПП – аббревиатуры надежды

Перечислим эти даты и эти документы:
10 декабря 1948 года в Париже на специальной сессии Организации Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), ставшая важнейшим документом ХХ века в политико-правовом и морально-нравственном плане;

6 декабря 1966 года в Нью-Йорке была принята резолюция Генеральной ассамблеи ООН о ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП);

16 декабря 1991 года в Алма-Ате на сессии Верховного Совета Республики Казахстан был принят конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», в преамбуле которого содержалось обязательство соблюдать принципы Всеобщей декларации прав человека;

3 декабря 2005 года из Астаны пришло официальное сообщение о подписании президентом Республики Казахстан закона «О ратификации Международного соглашения о гражданских и политических правах», месяцем ранее ратифицированного казахстанским парламентом.

Всемирно-историческое значение принятия ВДПЧ можно определить так: этот документ подводил идейно-нравственный итог эпохи двух мировых войн и всей уместившейся между ними эпохи. Кстати, уходящий 2014 год вместил в себя две больших годовщины – 100-летие начала Первой мировой войны 1.08.1914 г. и 75-летие начала Второй мировой войны 3.09.1939 г., в связи с чем было сказано много важного о родовых чертах и последствиях «средневековья ХХ века», уместившегося между 1914-м и 1945-м.

Как потом оказалось, вторая половина того же столетия (теперь уже прошлого) ничуть не меньше нуждалась в этом документе – и в плане констатации достигнутого цивилизованными странами прогресса, и в плане декларации намерений для стран, еще только стремящихся стать таковыми, в том числе и позднее, уже в наступившем ХХI веке. Наша страна такую заявку сделала как минимум дважды – в декабре 1991 и 2005 годов, о чем говорилось выше.

А вот о том, насколько эти обязательства выполняются или не выполняются, казахстанские правозащитники говорят изо дня в день круглый год, но особенно весомо – накануне или во время празднования Всемирного дня прав человека, как бы заранее подводя в десятый день декабря итоги правозащитного года. В этом году казахстанские правозащитники отметили 10 декабря двумя пресс-конференциями и одним заявлением.

В комитет ООН добро пожаловаться!

С утра пораньше в Национальном пресс-клубе лидер общественного движения «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина, юрист этой организации Жанара Балгабаева и директор казахстанского представительства международной правозащитной организации Freedom House Виктория Тюленева рассказали журналистам о завершении четырехлетней эпопеи с обращением г-жи Торегожиной в Комитет ООН по правам человека с жалобой на нарушение казахстанскими властями свободы мирных собраний.

Это было первое в новейшей истории Казахстана решение Комитета ООН по правам человека (в ноябре было аналогичное решение Комитета ООН против пыток) по жалобе гражданина Республики Казахстан на государство под названием Республика Казахстан, каковым решением означенное государство признано неправым, а гражданин правым.

И хотя за неисполнение решения никаких санкций со стороны ООН, увы, не последует, все равно решения по жалобам костанайца Александра Герасимова (пытки в полиции) и алматинки Бахытжан Торегожиной (привлечение к административной ответственности за проведение несанкционированного арт-моба) являются важным прецедентами. Именно так оценили их представительница Freedom House в Казахстане г-жа Тюленева на той пресс-конференции, а председатель совета КМБПЧиСЗ Евгений Жовтис – на второй в этот день пресс-конференции.

Правозащитная оценка уходящего года

А в полдень того же дня в Казахстанском пресс-клубе вышеназванный г-н Жовтис и трое его коллег – исполнительный директор «Хартии за права человека» Жемис Турмагамбетова, президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева и эксперт Коалиции НПО Казахстана против пыток Татьяна Чернобиль огласили заявление «Оценка событий уходящего 2014 года».

В этом заявлении констатировалось два важных для правозащитной сферы события конца этого года – избрание Республики Казахстан членом Бюро Совета ООН по правам человека и сдача нашим государством регулярных отчетов в рамках Универсального периодического обзора ООН и в Комитете против пыток.

В ходе первой сдачи Казахстану было задано много острых вопросов, что говорит о хорошей осведомленности экспертов ООН в наших реалиях. В ходе второй сдачи в адрес Казахстана было вынесено 70 рекомендаций, связанных с правоприменительной практикой, расследованием сообщений о пытках и отношением судов к заявлениям о таковых.

Далее наши правозащитники констатировали тот печальный факт, что деятельность политической оппозиции парализована, а вместе с ней и реализация права граждан на участие в управлении своей страной, в том числе путем объединения в политические партии и представленности в выборных органах власти. Ухудшается ситуация со свободой объединения: в Уголовном кодексе появился новый субъект права – «лидер общественного объединения», что означает появление дополнительного рычага воздействия на общественные объединения.

Принят новый закон о профсоюзах, имеющий откровенно репрессивный характер. В дополнение к этому в парламенте звучат призывы ужесточить законодательство в отношении иностранных НПО и их финансирования. По-прежнему очень плохо обстоит дело и с реализацией права граждан на мирные собрания.

Продолжается тенденция вытеснения из информационного поля независимых СМИ, не проявляющих политической лояльности к властям. За сомнительные нарушения в выходных данных были закрыты «Правдивая газета» и «Правда Казахстана», по юридически надуманным основаниям была закрыта газета «Ассанди-Таймс», фактически запрещен выпуск журнала «Адам бол», а судебное оформление его закрытия назначено на конец декабря.

Продолжается блокировка интернет-ресурсов на территории Казахстана – заблокированы портал «Республика», сайты Ablyazov.org, «Фергана.ру» и «СоцСопр». В последнее время власти взяли на вооружение метод «точечных» блокировок отдельных публикаций на незаблокированных сайтах. В новом Уголовном кодексе не только не была отменена, но даже ужесточена ответственность за клевету, а еще появилась статья о «распространении заведомо ложной информации».
Никуда не делись и серьезные проблемы с обеспечением права на справедливый судебный процесс, что подтверждается нарастающим количеством жалоб граждан Казахстана в Комитет ООН по правам человека (там сейчас находятся на рассмотрении более 60 жалоб из Казахстана).

Почти двухлетняя совместная работа правозащитников и властных органов по реформированию законодательства страны о правах и свободах не дала результатов: ничего из предложенного нами не нашло отражения в законах. Профильное законодательство по-прежнему не соответствует международным стандартам, а что уж говорить о правоприменительной практике…

…Завершая сегодняшний обзор, позволю себе повторить мысль, которой уже не раз заканчивал свои «датские» обзоры ко Дню прав человека: злостное несоблюдение исполнительными, правоохранительными и судебными органами международно-правовых обязательств Казахстана делает нашу жизнь не только политически беспросветной, но и жизненно небезопасной. И наоборот, при реальном же соблюдении в стране таковых деклараций наша жизнь могла бы стать не только гораздо разумнее, но и значительно безопаснее.

Андрей СВИРИДОВ

Похожие Записи

« »