Ден Стерлинг: «Рост цен на бензин снимет проблему его дефицита»

Авг 21 • Общество, Политика, Экономика • 1311 Просмотров • Комментариев нет

Дешевое топливо, купленное до февральского обесценивания тенге, на внутреннем рынке закончилось. Пришло время установить на него справедливую цену, иначе создавшаяся нехватка бензина на заправках будет нарастать, считает обозреватель проекта «Деньги вперед» Ден Стерлинг.

 На прошлой неделе сотрудники автозаправок Алматы оказались под давлением неудовлетворенных автолюбителей. Возмущенные отсутствием на них бензина либо его лимитированными объемами горожане, а вслед за ними и журналисты пытались выяснить, куда делось топливо.

«Поехал заправиться сегодня с пустым баком! Приезжаю на АЗС, а там отпускают только 20 л бензина на руки! Не хотят они нам отпускать бензин по справедливой цене, хотят получить суперприбыли и привязали все к доллару, а это противоречит законодательству РК! Фактически сейчас идет сговор и саботаж топливо продающих компаний, и правительство никак не вмешивается! Им дали возможность работать на суперприбыльном и рентабельном рынке и продавать бензин в центре города, где всегда очереди стоят, а они фактически саботируют всю экономику и подхлестывают девальвацию! А поскольку делают это открыто, то я думаю, а не правительство ли само участвует в этом их сговоре и тем самым в очередной раз решает дефицит бюджета через девальвацию, локомотивом которого в очередной раз выбрали топливо! Доллар-то теперь трогать не могут: дважды обещали, ели землю и хлеб держали!» – написал по этому поводу в социальной сети возмущенный пользователь.

Поговорить о ситуации мы решили с Деном Стерлингом, который на своей странице в «Фейсбуке» прямо увязал тему бензина с девальвацией.

— Ден, Вы считаете, что повышение стоимости бензина будет адекватным последствием девальвации?

– Да. Потому что это самый важный товар, который участвует в ценообразовании практически на все и продается всегда за доллары. Топливо торгуется на товарной бирже и является репрезентативным индикатором производства. Казахстан – страна, производящая нефть, но нефтепереработка у нас хромает. Поэтому, покупая бензин у любой другой страны, у той же России, мы делаем это за доллары. После девальвации цена на нефтепродукты должна была вырасти.

— Может, и должна была, но этого не произошло…

– Только потому, что государство не решилось дважды ударить людей по карману и сделало отсрочку. Бензин после девальвации традиционно дорожал, и все это время, начиная с февраля, мы находимся в ситуации, когда государство искусственно удерживало цену на бензин. Происходит это только благодаря бюджету. Из него вынимали огромные деньги для того, чтобы субсидировать закуп бензина. Покупная стоимость российского бензина дороже, чем его продажная стоимость на внутреннем рынке. Эти расходы каким-то образом прячутся, но субсидии не могут быть постоянными.

— А нынешний дефицит бензина все-таки с чем связан?

– Запасы дешевого бензина, купленного до девальвации, иссякли. Их нужно пополнять. В самом бюджете уже дефицит. А нужно будет еще субсидировать покупку топлива для уборочной кампании. Всей этой ситуации можно было бы избежать, если бы у нас были нормальные нефтеперерабатывающие заводы, если бы у нас была прозрачная покупка бензина и продажа нефти. Мы имеем три собственных нефтеперерабатывающих завода и собственную нефть, но вынуждены покупать чужой дорогой бензин.

— Высокая стоимость российского бензина, видимо, формируется из-за сверхприбылей, которые хотят получить производители?

– В России «нефтянка» вся государственная, поэтому нефть и топливо продаются через биржу. Дело в том, что у них очень высокие налоги в «нефтянке». Наша «нефтянка» таких не платит. А как у нас продается нефть? Во многих случаях она до сих пор продается по 30 долларов за баррель за границу, а там уже стоимость вырастает, и не известно, в чей карман, уплывает вся прибыль.

Мы пытаемся построить открытую экономику, но при этом связи внутри не непрозрачны. Да у нас все непрозрачно, ничего не продается через биржу. При этом мы открываем торговые границы. Так давайте уже определимся: мы строим плановую, то есть управляемую, экономику или рыночную.

— Какие у Вас ощущения по нынешней топливной ситуации?

– Справедливая цена бензина на внутреннем рынке находится примерно на уровне 145-150 тенге за литр АИ-92.

— То есть, после того как стоимость бензина до него дотянется, проблема дефицита исчезнет?

– Да. Я знаю, что нефтебазы забиты. Но бензин дорогой, его никто не будет покупать. Вот она, наша плановая экономика.

Ксения БОНДАЛ

 

 

Похожие Записи

« »