Религия казахстанской молодежи: мода или осознанный выбор

Фев 26 • Политика • 927 Просмотров • Комментариев нет

Власти в Казахстане выгодно усиление религиозности общества, но молодые люди приходят в религию по разным мотивам. Многие из них просто-напросто следуют моде. К таким выводам пришли эксперты.

 Почему молодежь уходит в религию? Чем обусловлен рост религиозности в Казахстане и как религия влияет на развитие гражданского общества? Этими вопросами задались участники дискуссии на очередном заседании аналитической группы «Кипр», обсуждая тему «Молодежь и религия: дилемма выбора».

_MG_1333

Открывая обсуждение, модератор Ерлан Смайлов обозначил, что очередное заседание клуба — продолжение молодежной темы, начатой в прошлом сезоне.

_MG_1291

«Тема, безусловно, важная, актуальная и очень чувствительная, надеюсь, сегодня произойдет, условно говоря, вброс мяча и будет интересная дискуссия после презентации докладчика», — сказал он, представляя основного спикера.

Трансформация сознания

Мурат Смагулов, религиовед, докторант Института философии, политологии и религиоведения, представил в своей презентации данные Центра исследования проблем религии, согласно которому в Казахстане существует 17 конфессий и больше 3 тысяч религиозных субъектов.

«Если говорить о степени религиозности молодежи, то выявились следующие цифры: 14,3% молодых регулярно посещают мечеть, церковь, синагогу и так далее. При этом 23% считают, что казахстанцы могут принимать нетрадиционные для нашей ментальности религиозные взгляды и убеждения, а 0,5% придерживаются новых религиозных воззрений. Между тем в Центр проблем религии в 2014 году обратились за помощью 215 человек, пострадавших от различных деструктивных религиозных течений, и более 500 тысяч казахстанцев были притеснены различными сектами, 80% которых составила молодежь», — отметил Мурат Смагулов.

По его словам, среди отдельной части молодежи религия постепенно становится символом самобытности, фактором идентичности, но даже несмотря на это, она утрачивает статус регулятора поведения, формы мышления.

«Необходимо учитывать такие риски для молодежи, общества, государства, как смена светских ценностей на ложные, псевдорелигиозные, утрата этнокультурной идентичности, разрушение базовых социальных институтов. Возможны ослабление влияния традиционных религиозных институтов и духовенства и окончательный выход ситуации из-под их контроля. Не услышанная молодежь быстро радикализируется и становится удобной мишенью для агитаторов сект, радикалов и так далее. А «религиозное инакомыслие» как результат разочарованной в духовенстве и правительстве молодежи может вылиться в «оппозиционную» религиозность», — заявил также Смагулов.

По мнению докладчика, за годы независимости в Казахстане произошла трансформация религиозного сознания.

— Хотя светская составляющая сохраняется, религиозный фактор существенно меняется, что проявляется в принятии религиозного образа жизни, смешение религиозных и светских традиций. Религия в Казахстане представляет не только возрождающийся социокультурный институт, но и имеет формат политической идеологии. Более того, замечено, что государство пытается использовать ее как рычаг регулирования уровня протестности, — подчеркнул Мурат Смагулов.

Спикер отметил, что молодежь, стоящая перед выбором религии, полагается больше на волю случая, предсказания целителей и гороскопы, нежели на осознанный выбор, а некоторые из них зачастую подвергаются модным течениям, следуя той или иной вере. Тем не менее он считает религию позитивным фактором развития общества, нежели негативным.

_MG_1344

Молодой религиовед несколько смутил собравшихся, причислив агностиков к атеистам, назвав секуляризм новой формой религии, а «европейский секуляризм — бездуховным материализмом».

Вообще же, по его данным, свыше 90% жителей республики относят себя к той или иной религии. Количество религиозных объединений увеличилось с 671 в 1991 году до 3481 на июнь 2014 года. Показатель религиозности среди молодежи составляет 75,3% – трое из четверых казахстанцев в возрасте 18-29 лет называют себя в той или иной степени верующими.

Вопросы, ответы и снова вопросы

«Почему молодежь с головой уходит в религию? Нужно ли бояться исламизации? Может ли религия способствовать развитию гражданского общества и нужно ли закручивание гаек религиозности молодежи?» — задал вопросы аудитории Смагулов, завершая свой доклад.

Однако вместо ответов на них некоторые из выступавших стали разъяснять аудитории свое видение религии и ее роль в обществе.

— Нужно все процессы происходящие у нас связывать с мировыми, поэтому я приведу такие данные: более 59% землян считают себя религиозными, атеистами порядка 13% и 23% нерелигиозными, — сообщил в своем выступлении Ильдар Дауранов, ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК.

Мировая методология, по его словам, несколько отличается.

— Самый низкий уровень религиозности наблюдается в Европе и западных странах, причем за последние 7 лет он снизился на 9%, — сказал Дауранов. — Белая ворона это США, где уровень очень высокий. Что касается азиатских стран, в Китае также низкий уровень, в Сингапуре, напротив, очень высокий.

В свою очередь Гульнар Куатбаева, профессор КАЗЭУ им. Т. Рыскулова ошарашила собравшихся, признав религию рынком.

_MG_1394

— Это рынок услуг, рынок товаров, который необходимо экономически измерять, прогнозировать, возможно, в этом есть положительные моменты для развития Казахстана. Другое дело, когда молодежь не хочет ничего производить, а хочет полностью посвятить себя Аллаху и перестает быть субъектом экономических отношений. Это большая опасность, потому что государство теряет рабочую силу. К тому же есть еще один момент. По данным одного исследования, религиозные сайты идут первыми по посещаемости, а затем уже порносайты, нужно обратить на это внимание, — заявила она.

Решил высказаться и известный киновед и преподаватель философии КазНУ им. Аль-Фараби, Олег Борецкий.

_MG_1418

«Честно говоря, считать религию рынком и что это важно использовать в экономике Казахстана, для меня вообще суперидея, не знаю, как на нее реагировать, — несколько недоуменно сказал он и обратился к главному спикеру: — Не хотелось бы превращать сегодняшнее заседание в лоскутное одеяло, где каждый будет говорить, что он знает о религии. Мне бы хотелось больше узнать причины религиозного сознания молодежи, и тут нужно кое-что уточнить. Вы говорите, что есть 75% верующих. Из них кто религиозные, а кто верующие? Это же немного разные вещи. Второй момент. В диаграмме были атеисты в лице агностиков, но это разные фигуры, у них разное отношение к вере. И мне не понятно: формулировка закручивание гаек религиозности, что имеется в виду?»

Президент фонда «Аспандау» Канат Нуров также отметил ошибки в докладе спикера.

_MG_1455

— К примеру, вы противопоставляете религиозность, секуляризм и атеизм, — заметил он и принялся разъяснять: — Религиозность это когда на государственном уровне правят, секуляризм — ее влияние усекается, и наконец, свесткость это когда религии места нет в государственном управлении. И эти понятия нельзя противопоставлять. Вы говорите, секуляризм предлагает нам бездуховный материализм, но кто сказал вам, что материализм бездуховен, и кто отнял у атеистов право на духовность? — задал он вопрос спикеру.

Молодежь, по мнению Нурова, уходит в религию по причине поиска духовной потребности, и они идут в нетрадиционные течения из-за протестности, а иногда по причине психической неустойчивости.

Он также считает, что исламизация опасна для казахстанского общества.

— Есть опасность исламизации в трех аспектах. Во-первых, теокритизация, ислам обязательно будет требовать управления государством, это заложено в его тезисах, особенно в нетрадиционных течениях, при этом мы можем потерять этническую самобытность, и, на мой взгляд, религиозность не объединяет, а разделяет общество. Что касается закручивания гаек, это только усилит привлекательность религиозных и псевдорелигиозных ценностей, — убежден Нуров.

Больше католики, чем Папа Римский

Преподаватель вуза из Кокшетау Александра Григорьева подняла вопрос религиозной грамотности, по ее словам, он остро стоит как перед преподавательским составом, так и перед студенчеством.

_MG_1525

— На мой взгляд, тут вырисовываются две проблемы — государственной политики и выбора самого государства, какую политику проводить, насколько она выверена и прописана на законодательном уровне. Очень важно обращать внимание на отношения между верующими и не верующими, и хотелось бы, чтобы государство приняло участие в этой регламентации. Я и мои коллеги часто сталкиваемся с ситуацией, когда студенты отпрашиваются в мечеть на пятничный намаз. И мы не всегда знаем, как себя вести, — заметила она.

Сидевший в зале в качестве гостя правозащитник Евгений Жовтис подошел к теме со своей профессиональной точки зрения:

_MG_1705

— Свобода религии это составная часть, это видовое, а не родовое понятие. К вопросу о светскости, когда я слышу традиционное и нетрадиционные, секты, для меня это признак несветскости общества. Все вопросы веры должны рассматриваться в правовом поле. А в остальном единственная защита от плохой идеи — это идея хорошая.

По мнению поэта Павла Банникова, государство совершает ошибку, замалчивая проблемы, связанные с религией.

_MG_1574 (1)

— Исследователям нужно работать над этим вопросом, преподаватели не должны стесняться говорить на эту тему с учениками, политологи и социологи должны вслух поднимать проблемы религии в стране. Потому что все, что сейчас мы не проговорим, со временем обязательно взорвется. И если отвечать на вопрос, почему молодежь уходит в религию, то у меня только один ответ, это потребность в социализации. А если говорить о том, кто уходит, то это молодежь старше 18 лет из незащищенных слоев, чаще всего криминальная молодежь или околокриминальная. Хотя нередки случаи, когда и дети из благополучных семей ищут в этом что-то свое, — высказал он свою точку зрения.

Директора бюро образовательных технологий University Жанну Мендыбаеву тревожат процессы в образовании, которые явно говорят об усилении религии в жизни казахстанского общества.

_MG_1611

— Приведу всего несколько цифр: на сентябрь 2013 года на обучение в исламском университете «Нурмубарак» выделено государством 152 гранта. И если спросить, сколько хотят учиться на теологов, культурологов, цифры явно не в сторону философии или культурологии. К вопросу, кто подгоняет, стимулирует интерес к религии: природа, как правило, не терпит пустоты, и у нас государство ставит знак равенства между духовностью и религиозностью. Наши чиновники совершают хадж, и это считается нормальным. Алматы уже называют центром исламской культуры и духовности чуть ли не во всей Центральной Азии. Мы хотим быть больше католиками, чем папа римский, извините, — эмоционально завершила она короткое выступление.

…Обсуждение затянулось на два с лишним часа, а эксперты так и не ответили на главные вопросы, вынесенные в анонс. Каждый из них пытался объяснить по-своему процессы, связанные с религией, происходящие в стране, признавая, что это деликатный и чувствительный вопрос. Но многие были согласны с тем, что религиозность общества, а вместе с ним и казахстанской молодежи усиливается, и чтобы предугадать последствия этого, необходимо более глубже и тщательнее заниматься исследованием этой проблемы. Ведь, как отметили эксперты, для многих молодых людей религия стала лишь модным веянием, нежели осознанным выбором.

Назира ДАРИМБЕТ

 

Похожие Записи

« »