Иностранным банкам показали на дверь

Сен 29 • Интервью, Политика, Экономика • 1470 Просмотров • Комментариев к записи Иностранным банкам показали на дверь нет

Решение регулятора повысить уровень минимального уставного капитала банков может повлечь за собой уход иностранных БВУ из Казахстана, считают в международном рейтинговом агентстве Standard & Poor’s. Предприниматели такому прогнозу совсем не рады,   а эксперты видят риски ухудшения макроэкономической ситуации.

 Относительная стабильность в банковском секторе РК вскоре может исчезнуть, предупреждает рейтинговое агентство Standard & Poor’s.

– В Казахстане уже сейчас достаточно высокие требования к капиталу банков. Например, в Азербайджане, который в прошлом году повысил лимиты в пять раз, этот показатель составляет 64 миллиона долларов, в России — 8 миллионов долларов. В РК — уже 50 миллионов долларов, а в 2019 году для банков, которые захотят осуществлять все виды услуг, эти требования составят 550 миллионов долларов, – привела цифры аналитик группы «Финансовые инструменты» S&P Екатерина Марушкевич во время сентябрьской конференции рейтингового агентства по Казахстану.

В результате мелкие банки, скорее всего, уйдут с рынка из-за своей неспособности выполнить пруденциальные нормативы, средние БВУ накроет волна слияний и поглощений, а иностранные банки, похоже, покинут страну. Для последних нецелесообразно повышать свой капитал в Казахстане, потому как рынок сам по себе небольшой, конкуренция высокая, а регулирование все жестче. На приход же новых игроков тем более сложно надеяться.

Мы попросили представителей бизнес- и финансовых кругов оценить этот прогноз аналитиков.

Реальный бизнес останется без кредитов

Казахстан имеет сегодня открытую экономику, и не следует создавать препоны для развития зарубежных БВУ, считает президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов.

– Для меня неожиданно слышать, что у нас их может не быть. С точки зрения удобств работы бизнеса представительства иностранных банков должны присутствовать в любой стране. Поэтому завышать какие-то требования к работе банков, если это не касается качества и стабильности, неразумно, – уверен он.

Разнообразие игроков это в первую очередь конкуренция, поэтому отечественному рынку нужны мелкие и средние банки, уверен г-н Доскенов. Отечественная банковская система по своим размерам и так небольшая, считает он, и дополнительно провоцировать уход каких-то игроков за счет укрупнения сектора неэффективно.

– Наши банки предпочитают работать с теми предпринимателями, которые зарабатывают в торговле, потому что оборачиваемость капитала там высокая. С точки зрения модернизации нашей экономики и ухода от нефтяной иглы необходимо наладить финансирование проектов в реальном секторе. В этом смысле иностранные банки восполняют дефицит кредитования предприятий реального сектора, – рассказал наш собеседник.

К тому же в ряде отраслей казахстанской экономики присутствуют иностранные компании, которым удобнее работать со своими активами как раз через иностранные банки. Соответственно, наличие зарубежных БВУ имеет прямое отношение к инвестиционной привлекательности Казахстана, резюмировал Талгат Доскенов.

Местные БВУ ограничены территориально

Иностранные банки нужно привлекать в Казахстан, а не ужесточать условия их работы, считает начальник отдела экономического анализа, оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса Карагандинской палаты предпринимателей Жанаргуль Кульмагамбетова.

– Понятно, что по кредитным и депозитным ставкам они не смогут сильно двигаться, потому что ставка рефинансирования в Казахстане общая для всех. Зато они предлагают бизнесу новые продукты, выдают то же торговое финансирование. Для сравнения: иностранный банк осуществляет примерно 400 операций ежедневно, казахстанский – около 40, – рассказала она.

Доступность денежных ресурсов для МСБ является очень большой проблемой в Казахстане. Даже сейчас, когда на рынке присутствуют 38 банков, четверть из которых зарубежные, банковская система остается неразвитой. Казахстанские банки предпочитают работать с крупными государственными и квазигосударственными компаниями. Вместе с тем оказалось, что возможности даже крупных местных банков бывают ограниченными.

– Мы как-то решили провести оплату сырья для производства нашим партнерам в Китай через «Казком». Так сначала деньги из Казахстана пошли в США и только оттуда попали в Китай к адресату. Все потому, что у «Казкома» нет представительства в Китае. Международный денежный перевод в иностранных банках идет два часа, – рассказала г-жа Кульмагамбетова.

Потеря времени дорого обходится предпринимателям в реальном секторе.

– Поэтому многие наши предприниматели открывают счета в иностранных банках. Счет моей компании находится в представительстве Национального банка Пакистана в Казахстане. Я зареклась работать с казахстанскими банками, – заключила Жанаргуль Кульмагамбетова.

Иностранцы подняли планку, а наши опустят

Укрупнение рынка ведет к ценовому сговору, а это всегда вредит потребителям, отметила в свою очередь исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева. Уход зарубежных банков из Казахстана обернется, по ее мнению, ухудшением ситуации в банковском секторе.

– Если вспомнить, то как раз именно тогда, когда к нам на рынок стали приходить зарубежные игроки, местные банки стали стараться работать лучше, тянуться к каким-то стандартам. Иностранные банки приносят свой опыт, технологии, и это тянет рынок вверх, – сказала г-жа Палташева.

Когда же в секторе останется ограниченное число БВУ, их уже ничто не будет стимулировать работать лучше, ведь рынок и без этого будет в их руках. У потребителей не будет выбора, как его нет теперь на пенсионном рынке, заключила Палташева.

– Я с иностранными банками не работал, но сомневаюсь, что они уйдут с нашего рынка, у них-то денег больше, чем у наших. Они заведут сюда деньги, а кредиты выдадут иностранным компаниям, которые имеют головные офисы за рубежом, – рассудил глава Карагандинской ассоциации предпринимателей Николай Абт.

Тем не менее он тоже против обеднения банковского сектора. Действия Нацбанка ему понятны: крупные банки гораздо легче контролировать, чем несколько мелких.

– Но это преимущество для самого регулятора. На потребителях банковских услуг, это конечно же, негативно скажется, – сказал г-н Абт.

Текучка на рынке уже есть

Регулятор принял очень неправильное решение, и его требования к капиталу неадекватны с точки зрения ситуации в экономике, считает г-н N.N., наш источник в иностранном банке.

– Еще 30 миллиардов тенге можно было бы понять, но 100 миллиардов это уже слишком. Глобальные банки будут уходить из Казахстана. Продажа «дочки» HSBC«Народному банку» это первая ласточка. Насколько мне известно, к концу года закроется RBC, и Сitibankтоже сейчас рассматривает вариант ухода с рынка, – рассказал банкир.

Ни в одной стране мира нет такого, чтобы на рынке работали только мегабанки. Должны присутствовать бутиковые банки, нишевые, приветствоваться приход зарубежных игроков, продолжил банкир. По его словам, Кайрат Келимбетов как-то обмолвился, что после вступления Казахстана в ВТО им будет проще открывать свои филиалы в РК, но как это будет работать теперь, не понятно.

– Есть понятие «доверие инвесторов». Его очень сложно построить, но очень легко потерять. И заявление Нацбанка очень сильно охладило желание инвесторов, которые хотели открывать тут дочерние банки и связываться с Казахстаном, – заключил г-н N.N.

О трансграничном кредитовании и его рисках

Нужно разделить присутствующие в РК иностранные банки на две категории – с госучастием и коммерческие, предложил президент консалтинговой компании «Улагат бизнес групп» Марат Каирленов.

– К первой группе, например, можно отнести тот же «Сбербанк» или «Банк Китая в Казахстане». Мне кажется, что они в любом случае останутся в стране, поскольку это не только бизнес, тут в значительной степени замешана еще и политика, – рассудил он.

Что касается коммерческих банков, то они, по словам нашего собеседника, понимают, что ближайшие 3-5 лет взрывного экономического роста на основе рыночного потенциала не стоит ждать. Цены на нефть бурно расти не будут. Объемы добычи в стране тоже, потому что Кашаган отложили надолго, да и вообще экономика проекта сейчас под вопросом, начал перечислять г-н Каирленов.

– Думали, что драйвером развития может стать Таможенный союз. Но Россия ввела санкции против Запада, мы их не поддержали, и уже министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев стал говорить о том, что Россия позволяет завозить слишком много алкоголя из Казахстана. Поэтому они нам свой рынок не отдадут, а значит ЕАЭС пока не станет точкой роста для нашей экономики, – продолжил эксперт.

Все это осознают иностранные банкиры, поэтому они понимают, что перспектив вырастить свой бизнес в РК у них нет. Соответственно, считает Каирленов, они будут покидать страну, и это в первую очередь отразится на рынке платежей и денежных переводов.

Что же касается рынка финансирования, то здесь, считает экономист, стоит обратить внимание на трансграничное кредитование. Долг казахстанский компаний нефинансового сектора в последние 5-7 лет очень быстро растет. Иностранные банки кредитуют их, не открывая здесь филиалов, причем объем кредитов уже превысил десятки миллиардов долларов за последнюю пятилетку.

Причем кредитуются так не только гиганты типа «Казахстан темiр жолы», но и небольшие компании, например Chagalagroup (управляет сетью 3-звездочных гостиниц в ЗКО). Небольшие компании с хорошим менеджментом, с хорошей отчетностью, вызывающие доверие, получают прямое торговое финансирование за рубежом, рассказал Марат Каирленов.

– Мы проводили опрос 100 компаний нефинансового сектора, и в нем был вопрос, есть ли у них доступ к иностранному трансграничному кредитованию. 30% ответили, что есть и его достаточно, 17% – что оно есть, но хотелось бы его увеличить и 12% – что оно есть, но его мало. То есть почти 60% компаний имеют доступ к иностранным деньгам банков, которые не присутствуют в Казахстане. Поэтому я думаю, что на рынке финансирования большой проблемы не будет, если иностранцы закроют свои филиалы, – сказал эксперт.

И все же он негативно оценивает такие перспективы — снижается конкуренция в секторе. Все же лучше, по его мнению, когда кредитование является понятным и прозрачным. Трансграничное кредитование это не теневая банковская сфера, но одно дело, когда сделку организовывает официально зарегистрированное юридическое лицо в виде филиала банка, и совсем другое, когда на Западе создается SPVили какой-то холдинг, который вкладывает свои средства в экономику третьих стран.

– До конца риски трансграничного кредитования еще не изучены. Но если, не дай бог, их заемщики обанкротятся, то имущество таких компаний начнет переходить под контроль иностранцев, – предупредил Марат Каирленов

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

« »