Яйца всмятку, или Кому дает рекламу «Казкоммерцбанк»

Июн 25 • Общество, Политика, Экономика • 1802 Просмотров • 1 комментарий к записи Яйца всмятку, или Кому дает рекламу «Казкоммерцбанк»

После решения суда взыскать 20 миллионов тенге с Гузяль Байдалиновой за письмо читателя мы какое-то время находились в шоке и нам было не до «документов», которые принесла в суд юрист «Казкома». В те полтора часа, что нам дали между заседаниями, мы только и успели, что сфотографировать эту кипу бумаг и бегло их просмотреть. При ближайшем же рассмотрении они оказались очень интересными.

Изучив эти бумаги, мы получили ответ на вопрос, почему так пассивно отреагировало на этот судебный процесс медийное сообщество. Крупнейший банк подал многомиллионный иск на журналиста — не каждый день такое бывает, однако практически все СМИ этот факт проигнорировали. Бумаги, предоставленные «Казкоммерцбанком» в суде, все объяснили: большая часть популярных в стране СМИ связана с банком денежными отношениями. А кто же поднимет руку на курицу, несущую золотые яйца?!

Другими словами, тот самый «поток положительных материалов», о которых говорила юрист «Казкома», банкиры сами себе и организовали. А на последнем заседании сами же и подтвердили, что фактически создали свою «фабрику троллей», которая за приличные деньги размещала их материалы и в СМИ, и в блогах, и в социальных сетях продвигала.

Хотя документы от «Казкома» не дают гарантии, что все указанные в них суммы были проплачены, они тем не менее четко показывают механизм, как банк размещает в прессе заказные материалы.

Пример навскидку: по договору от 11 июля 2014 года на сайте Zakon.kzв главной ленте новостей должна была быть размещена новость от «Казкома» (заметьте, не рекламный материал, а именно «новость»). И за одну эту новость банк выложил 199 500 тенге. К сожалению, счет на оплату не дает информации, когда именно и под каким заголовком вышел материал, поэтому мы не смогли проверить, была ли эта новость опубликована.

Дальше — больше. Выяснилось, что газеты «Айкын» и «Литер» тоже в числе тех, кто постоянно предоставляет свои площади «Казкому» под «джинсу» и даже дают ему скидки. Например, за размещение статьи в газете «Айкын» (счет на оплату № 161 от 9 июля 2014 года) банк получил 40% скидки, и вместо 255 000 тенге заплатил 168 300 тенге. А вот размещение в газете «Литер» идет без скидки (счет на оплату №346 от 4 ноября 2014 г.) — оплаченная статья стоила банку 224 400 тенге.

Примерно такая же история и с журналом «Эксперт Казахстан». В тех бумагах, что нам предоставили, значится, что «Казкому» были выставлены в июле 2014 года три счета за размещение платных статей: счет №103 и 104 от 4 июля 2014 года, счет № 111 от 23 июля. Публикации стоили: 324 647 тенге, 785 899 тенге и 491 412 тенге соответственно.

Корпоративный блог «Казкома» на yvisionтоже, оказывается, ведется не безвозмездно: каждая публикация стоит 100 800 тенге. И, судя по счетам, «Казком» размещает свои платные материалы на этой блог-платформе ежемесячно.

Мы рады за коллег, что им удалось монетизировать свой ресурс, вот только «Казкому» не пристало говорить о потоке положительной информации со стороны журналистов. Не по собственной инициативе, а за вполне приличные деньги организован этот поток.

Не остались в стороне и электронные СМИ. Счет-фактура № 265 от 7 октября 2014 года свидетельствует, что рекламно-информационный сюжет в эфире «31 канала» в программе «Информбюро» стоил банку 1 386 000 тенге.

Также в пакет документов включены счета-фактуры на размещение рекламных материалов как в газете «Время», так и в ее электронной версии. Только согласно одного счета-фактуры было оплачено 660 000 тенге: 600 000 тенге за публикацию в газете и 60 000 — на сайте газеты.

В список СМИ, кому платит «Казком» за размещение своих статей с положительным посылом, попали: «Казахстанская правда», «Мегаполис», «Курсивъ», «Жас Алаш», «Республиканская телекорпорация Казахстан», «Жулдыздар отбасы», «Егемен Казахстан», «Время», «Седьмой канал», «Хабар», «24kz». К слову, некоторые СМИ уже перестали существовать в 2015 году, поэтому напоминаем: речь идет о 2014 годе.

После этих «открытий» мы уже не удивляемся молчанию коллег, скорее им сочувствуем: «Казкоммерцбанк» одним махом свел на нет все их усилия, заявив, что 800 просмотров на «Накануне» «перебили» квартальную кампанию. Как же низко ценит все эти медиа рекламодатель!

Помимо СМИ, идущий в ногу со временем «Казком» для формирования своего положительного имиджа оплачивает СММ-услуги (социальный медиамаркетинг, целью которого является увеличение лояльности целевой аудитории к бренду и его узнаваемости посредством работы в соцсетях, форумах, блогосфере). Направлена эта область деятельности, судя по приписке на счетах, на поддержку корпоративного сайта. Одна услуга в этом направлении стоит банку 285 833 тенге. В пакете документов на эту услугу представлено 8 счетов.

Отдельной статьей расходов для банка является ведение PK Facebook.com и РК  Vkontakte.com: за эту услугу банку выставлен счет в 272 272 тенге и 720 720 тенге соответственно.

Перечень СМИ красноречиво говорит о том, почему на судебный процесс «Казкома» против «Накануне» никто не отправил журналистов для освещения. Рекламный рынок и так сузился до мизерных размеров, а тут последние перестанут подкидывать «джинсу». С точки зрения рекламных отделов это понятно — всем кушать хочется. Но ведь в СМИ есть еще редакция, где работают журналисты, вроде как независимые от рекламщиков. Или нет?!

Вот теперь даже как-то неловко поздравлять коллег с Днем журналистики. Это день, увы, на самом деле стал Днем работников связи и информации.

Оксана МАКУШИНА

Похожие Записи

Один ответ на Яйца всмятку, или Кому дает рекламу «Казкоммерцбанк»

  1. Спасибо:

    Вот это да! Это взрывная информация всплыла. Спасибо. Понятно теперь откуда у осла уши растут! Лучше бы казком молчал и не судился. Поддерживаю журналистов nakanune.kz !

« »