накануне_основное

Станет ли Алматы Копенгагеном?

Мар 12 • Общество, Политика • 1751 Просмотров • 2 комментария к записи Станет ли Алматы Копенгагеном?

Аким Ахметжан Есимов предложил известному консультанту по городскому дизайну Яну Гейлу кардинально изменить облик южной столицы. Как сообщают в прессе, он якобы уже разработал ключевые рекомендации того, как сделать город комфортным для всех алматинцев. Однако и простые горожане, и местные архитекторы встретили датчанина в штыки. Почему?

Судя по интервью, которое дал Гейл казахстанскому «Форбсу» год назад, идеи архитектора просты и понятны: строить нужно для людей, а не для автомобилей. В каждом городе, где она работал, начиная с родного Копенгагена, датчанин расширял пространство для общества, преобразовывая улицы города из автомобильных в пешеходно-велосипедные, увеличивая площади скверов и парков.

1_jan_gehl04 (1)Теперь, по его словам, в его родном городе 37% жителей передвигаются на велосипедах, 33% пользуются общественным транспортом и только 10% используют автомобили. Однако на это ушло сорок лет.

2_велосипедисты европыПозже Ян Гейл «копенгагенизировал» другие города: Лондон, Нью-Йорк, Роттердам, Мельбурн, Сидней, Москву… Правда, в Москве, куда Гейл приехал по приглашению мэра Сергея Собянина, результатом его работы стала запрещение парковать машины на… одной Тверской улице. Ну и еще там установили больше скамеек и посадили деревья.

Что касается Алматы, то у города, по мнению, Гейла, хороший потенциал. Хотя здесь строится много зданий, «которые уменьшают общественное пространство», «дороги позволяют изменить транспортную сеть и сделать ее более комфортной для людей».

У нас и так Европы много!

Казалось бы, алматинцы должны радоваться такому повороту: все устали от пробок и смога, но они увидели проблему с другой стороны.

«Наши казахи не умеют или не доверяют?» — задал вопрос первый же комментатор на информационном портале «Тенгриньюс». «У нас нет специалистов подобного уровня! Ничего не вижу плохого в том, что к решению столько важной проблемы привлечён европейский профессионал», — тут же возразил ему другой.

3_алматыК сути вопроса подошли немногие. «Да, было бы классно, если бы на всех дорогах рядом с автомобильными были бы велосипедные дорожки, как в европейских городах, — считает комментатор Aika 1803. — Город был бы экологически чистым, да и для туристов и для жителей было бы удобнее. Но я не представляю, куда эти велосипедные дорожки можно впихнуть, если автомобильные дороги у нас узкие… полос не хватает для машин, потом расширение ограничивают арыки, без которых в городе никак не обойтись, а дальше уже пешеходный тротуар. В общем, интересно что нам предложит этот Гейл. Было бы классно, если бы проект предварительный в интернет выложили».

Еще один комментатор, Азамат, тоже надеется, что «этот специалист покажет какой-нибудь эскиз или план, который он собирается осуществлять. Не хотелось бы, чтобы Алматы потерял свою изюминку и больше стал походить на европейский город».

Но это самые доброжелательные отзывы. Другие комментаторы настроены иначе.

«Очень жаль, что руководство города только сейчас додумалась до «смены облика города Алматы». Куда раньше смотрели? Понадавали разрешения на строительство убогих домов или в местах, где не предусмотрено, и набрали деньги. Теперь для приведения города к «европейскому облику» опять начнут сносить или не сносить некоторых, но за… деньги, — возмущается блогер Тимур. — Вопрос, за счет каких средств все это в период кризиса? А если и есть деньги, то надо в первую очередь восстановить исторический центр города, убрать многие новостройки, которые портят не только внешний вид города, а также сказывается на экологию. Не в обиду будет сказано, но город должен возглавлять алматинец, который душой болеет за город».

4_алматы«У нас много талантливых архитекторов, инженеров, ученых, и не надо пудрить мозги себе и другим, — уверен «фейсбучанин» Arstan Omar. — Все намного проще, недалекая власть всегда принижает роль своих талантов, но благоговейно следует чужим, не всегда лучшим! У нас одна Лейла чего стоит, архитектор с мировым именем!»

«Под иностранцев» больше денег дадут

Мы решили последовать совету Arstan Omar и связались с алматинским архитектором Лейлой Рахимжановой. «Это для меня больная тема, так как я тружусь на свою страну много лет буквально бесплатно», — откликнулась она.

Пресс конф«Я уже десятилетия говорю о проблемах транспорта, экологии, городской среды и как профессионал и как патриот своего города, страны. У меня еще в диссертации 1984 года было много интересных архитектурно-градостроительных решений, и позже, с 2006 года разработаны проекты, которые выставлялись на конкурсах, чтобы показать, как надо сейчас проектировать», — рассказала специалист.

В своих работах Лейла, по ее словам, соединяет новые технологии и историю архитектуры для экстремальных условий нашей страны, новый урбанизм, социологию, смежные дисциплины…

«Но наши чиновники, департамент архитектуры занимаются какими-то собственническими интересами, — негодует наша собеседница. — Ведь и без датского архитектора можно уже давно что-то сделать! В мире разработано так много приемов решения транспортных проблем, о которых я рассказывала не раз, но ведь абсолютно ничего даже не попробовано! А тем более наши предложения никто и не собирается рассматривать, потому что на самом деле их совсем не интересует наш город, иначе бы давно ухватились бы за наши идеи. Но в акимате нет энтузиастов, нет подвижников, напротив, там хотят, чтобы деятели экологии вовсе не появлялись у них».

Для Лейлы даже удивительно — с чего это вдруг заинтересовались этими проблемами? И почему сотрудничают не с местными специалистами, которые знают наши условия лучше, а с иностранными.

6_общий вид алматы«Я уважаю Копенгаген, но там власти другие, потому архитекторы там занимаются творчеством! — поставила она все на место. — Гейл не обладает какими-то волшебными средствами, это будут общеизвестные методы. Сократили же транспорт в огромном городе Рим, просто сократили доступ автомашин».

В Алматы проблем даже больше, чем, скажем, в Нью-Йорке, считает архитектор, ведь у нас только одна объездная дорога.

«Тем не менее, я всегда говорила, что город надо проектировать ДЛЯ ЛЮДЕЙ, а НЕ ДЛЯ МАШИН!!! У нас же первым делом пробивают дороги, сокращая жизненное пространство для людей. Потому что у руля не думающие и неграмотные люди, — дала она волю эмоциям. — Слов нет, как они наших профессионалов просто превращают в идиотов».

Талантливых градостроителей в Казахстане много, но им просто не дают работать, уверена Лейла.

«Подают они идеи, например, в Министерство экологии, МОН (я в том числе), чтобы хоть какие-то средства для разработки найти. Нам отказывают, а затем появляется плагиат — эти же идеи, но под другими именами. Я понимаю творческий союз наших и зарубежных профессионалов. Но этого же нет! То присваивается финансирование, то отбираются проекты, заказы, в общем, много неприглядного в нашей среде…»

Объяснение такому подходу властей у архитектора тоже есть: «Говорят, «под иностранцев» можно больше денег присвоить. А для отечественных нет ни копейки! Вот пример с ЭКСПО-2017.

6_экспоТолько для эскиза выделили 3 миллиона долларов, и все для иностранцев, а из наших три компании участвовали в конкурсе и то те, которые всю жизнь игнорировали экологию, науку, новые технологии. Они даже не знают, что такое городская среда».

В итоге царствует «архитектура, в которой нет жизни», сделала вывод Лейла Рахимжанова. И надежды, что с приходом иностранного специалиста что-то изменится, честно говоря, мало…

Татьяна ПАНЧЕНКО

Похожие Записи

2 ответов на Станет ли Алматы Копенгагеном?

  1. barca:

    все дело в людях… осознание датчан сильно отличается от самомнения алматинцев (или вернее от приезжих в алматы). Может и получиться лет через 50-70..

    • Лейла Рахимжанова:

      Да, Барса, Мэр Копенгагена и Аким Алматы — совершенно разные люди по уровню понимания городской среды.

« »