_MG_6072_690х400

Почему в барахолку превращаются ТЦ?

Мар 25 • Общество, Политика, Экономика • 1800 Просмотров • 2 комментария к записи Почему в барахолку превращаются ТЦ?

Рынок фешн-ритейла в Казахстане в 2014 году просел на 30-40%. Хотя падение продаж в РК гораздо меньше, чем в России, новые глобальные игроки не хотят приходить работать в страну. Свой вклад в это внесла ценовая политика местных торговых центров, выяснилось во время дискуссии в рамках XV Международной выставки моды Central Asia Fashion Spring 2015.

Любопытные вещи выяснились в ходе  дискуссий в рамках XV Международной выставки моды Central Asia Fashion Spring 2015. Оказалось, что казахстанцы не слишком увлекаются брендами, однако заниматься шопингом даже в период кризиса любят в цивилизованных условиях. Но расскажем обо всем по порядку.

Товар лицом

В этом году участие в выставке, традиционно проходившей в южной столице Казахстана, приняли компании из 16 стран мира.

6209Лидером по числу приехавших в Казахстан производителей модной одежды стала Италия — 34 компании (в прошлом году 41 компания).

5915На втором месте Турция — 32 компании  2014 году 17 компаний), а вот из России приехали  17 компаний  прошлом году было 15 производителей), из Германии -16 компаний (год назад — 12).

6177

6145Украину представили 11 компаний (год назад было 5 компаний), Молдову — 10 компаний, Францию 9   (год назад 12), Беларусь — 6 компаний  2014 году было на одну компанию меньше). Из Казахстана было 5 компаний ( год назад было представлено 6 производителей).

6185

6160Испания, Китай, Южная Корея, Латвия, Монголия и Таджикистан отправили от себя по одной компании.

6113В общей сложности около 130 производителей одежды и обуви презентовали в форме дефиле модные тенденции этого сезона.

6084

6137Не в брендах счастье

Что касается содержательной части, то в ходе выставки представителям компаний и журналистам  рассказали о вкусах и запросах казахстанцев. Результаты  исследования модного рынка страны представила руководитель направления потребительских исследований компании Nielsen Kazakhstan Виктория Плотницкая.

5990Оказалось, что большая часть жителей страны предпочитает совершать покупки в местах организованной торговли. 63% опрошенных отдают предпочтение торгово-развлекательнымцентрам, 12% небольшим торговым домам, а поклонниками интернет-торговли являются 15% казахстанцев.

5977Чаще всего потребители совершают покупки в ТРЦ «Мега» 72%, на шопинг в «Достык Плаза» отправляются 48% опрошенных, в АДК — 45%, в «Есентай Молле» — 24%, в «Апорте» — 16%, в ТРЦ «Глобус» — 12%.

В своих предпочтениях потребители ориентируются на наличие качественного товара, широкую линейку размеров, разнообразие ассортимента товаров, уровень цен и месторасположения центров. Удивительно, но меньше всего казахстанцев интересует, под каким лейблом произведен товар, равно как есть ли в бутике профессиональный стилист.

За последние 6 месяцев большинство опрошенных покупателей — 30% — приобретали товары бренда Zara, Bershka — 29%, MANGO — 28%. Меньше всего, по 10% голосов респондентов, получили  Massimo Dutti, Terranova, GAP, Kira Plastinina и Springfield. В категории «детские товары» на первом месте с 42% — LC Waikiki Kids, Marwin с 29% — на втором и Orchestra с 23% — на третьем. В группе спортивных товаров самым востребованным брендом стал Nike с 41%, на втором месте Adidas с 30% и на третьем Reebok c 24%.

5962При выборе вещи покупатели в первую очередь ориентируются на общую привлекательность товара, страну-производителя, качество пошива и цену.

— У нас была идея проверить гипотезу, что существует корреляция между любовью к брендам и уровнем доходов. Может быть, те покупатели, у кого доходы выше, ценят бренды больше. Но, как показал опрос, чем выше доход покупателей, тем значение бренда меньше, — рассказала Виктория Плотницкая.

Казахстанцы с доходом ниже 100 тысяч тенге тратят на покупки примерно 30 тысяч тенге. Те, кто зарабатывает от 100 до 175 тысяч тенге — около 44 тысяч. Заработок в 300 тысяч тенге позволяет тратить жителям страны на шопинг почти 60 тысяч тенге в месяц.

— Интересно, что студенты и домохозяйки с нулевым уровнем дохода тратят на шопинг около 52 тысяч тенге. Мы так же выяснили, что во время кризиса 34% покупателей активно ищут и покупают товары по скидочной цене, 22% снижают расходы на аксессуары — сумки, галантерею, бижутерию, и 15% ищут альтернативные каналы покупок, например, такие как купонные сервисы, — резюмировала Плотницкая.

5936В конце своего выступления она отметила, что это исследование является пока что единственным на рынке моды в Казахстане, и это удивительно. Рынок есть, а данных по нему, к сожалению ритейлеров, байеров и производителей одежды, до сих пор не было.

Ритейлеры будут вести себя жестко

О том, что происходит с фешн-рынком под воздействием новых экономических вызовов,  рассказал Музафар Мадалиев,  директор по развитию бизнеса компании Union Space, в портфеле которой находятся бренды MEXX, Motivi New, Yorker, Naf Naf.  Прогноз роста ВВП Казахстана в этом году на уровне 1,5% вместо привычных 5—6% настораживает не только аналитиков, заявил он.

6021— С момента шоковой девальвации в прошлом году наметился устойчивый тренд на снижение арендных ставок ведущими торговыми центрами страны. Но даже эти скидки ТЦ стараются не афишировать. У них все якобы, хорошо, трафик растет. Ритейлеры этому не верят, потому что процент снижения продаж по нашему портфелю за прошлый год составил 30—40%. Поэтому теперь мы договариваемся о снижении арендной ставки ровно на этот же процент, — сказал Мадалиев.

По его словам, центры вынуждены идти на уступки, потому что на рынок Казахстана сейчас никто не стремится зайти, но взамен они требуют от компаний подписывать соглашения о неразглашении. В России из-за девальвации рубля договоры об аренде переведены в рубли, потому как фешн-рынок почти остановился. В Казахстане есть послабление по долларовым ставкам, но это мало чем помогает ритейлерам, потому что все платежи привязаны к курсу доллара.

— Мы строим бизнес не на год и не на два, мы не нефтяники и не банкиры. Это я говорю не только от лица нашей компании, но и от лица профессиональных ритейлеров. И вопрос нашего выживания становится вопросом выживания ТЦ. Сейчас они стараются заменить профессиональных игроков непонятными ИПшниками, которые не могут получить права на дистрибуцию от нормальных брендов, — рассказал Музафар Мадалиев.

Дело в том, что таким компаниям невдомек, что арендная ставка в 1,5 тысяч долларов за квадрат нецелесообразная цена, они даже не стараются торговаться с ТЦ.  При этом руководство центров понимает, что через 6 месяцев этот ритейл освободит площадь из-за неподъемности арендной цены. В результате на сегодняшний день качество представленных товаров в ТЦ ухудшается, а скоро они могут превратиться в барахолку, предупредил спикер.

— Нас поражает еще тот факт, что большинство ритейлеров продолжают верить данным центров о трафике. Но мы ориентируемся на собственных трафик в наших магазинах и это вызывает резкий конфликт с руководством центров. Мы говорим им, что нагло врут, когда заявляют о приросте посещаемости на уровне 15%. Когда люди потеряли 20% на своих валютных депозитах, их зарплата не выросла такого просто не может быть, — заявил Мадалиев.

Если продажи магазинов модной одежды упали на 30—40%, то трафик в ТЦ снизился как минимум на 20%. В итоге ритейлеры в данный момент оказались далеко за чертой рентабельности. Потребители в секторе массмаркет стараются экономить, потому что  их доход упал, как, впрочем, и уверенность в завтрашнем дне.

Возвращаясь к России, Музафар Мадалиев отметил, что ставки за аренду в тамошних торговых центрах упали почти на 70%, потому что почти половина компаний фешн-индустрии закрыли свои убыточные магазины.

— На прошлой неделе «Адидас» заявил, что закроет 300 магазинов в России. Это большая цифра для них. Кстати, в России вместо фиксированной арендной ставки переходят на 20%-процентную ставку с оборота магазинов. Это то, чего не хватает рынку Казахстана, потому что он пока не просел так сильно, как российский, — констатировал Мадалиев.

Что касается перспектив 2015 года, то ритейлеры будут размещать свои товары только в тех ТЦ, где есть гарантированный объективный трафик, которые снизят свои арендные ставки адекватно падающему спросу. И что не менее важно, компании надеются, что оплата будет производиться в тенге и без оглядки на курс доллара.

«Казахстанцы с нефтью могут себе позволить»

Прогулявшись по выставке и поговорив с представителями некоторых компаний, мы выяснили, что их высокая стоимость транспортировки товаров  не останавливает.

6190По словам представительницы российской компании Lady Sharm, казахстанский рынок имеет большое значение для их продукции. «Во-первых, разница между рублем и тенге сократилась, что хорошо для покупателей. Во-вторых, платежеспособность ваших жителей на том уровне, что и наших», — сказала Надежда Иванова.

По ее мнению, многие потенциальные покупатели заинтересованы в российской одежда больше, чем в китайской.

6212

6217«Откровенно говоря, мы вам нужны больше, чем вы нам», — смело заявила в разговоре с нами консультант итальянской компании Amedo Ferrante Ольга Артемьева в ответ на вопрос, чем производителей этой страны привлекает Казахстан.

Она уверена, что итальянские бренды находятся вне конкуренции в сравнении с российскими или турецкими, потому как относятся к классу премиум. Стоимость женской юбки у них начинается от 90 евро, кардигана и блузки от 130 евро.

6225Очень перспективно импортировать в Казахстан детскую одежду, обувь и аксессуары, считает консультант российско-финской компании Оlmar Евгений Синельников. Свои товары эта фирма отшивает по финскому дизайну в Китае. Производство там по-прежнему самое выгодное в мире. Кстати, средняя стоимость детского комбинезона на двухлетнего ребенка составляет 27 долларов, обувь в среднем 18 долларов.

«Казахстан новый для нас рынок, сейчас мы активно работаем в России и Украине. Импортировать нашу продукцию к вам еще выгоднее, потому что Китай находится рядом. Побывав в алматинских торговых центрах, мы убедились, что у вас работают приличные марки детской одежды Mother Care, «Гулливер», что означает наличие платежеспособного спроса», — сказал Синельников.

6233

6229Если стоимость мужского костюма, сшитого в Молдове из итальянской ткани и транспортированного в Европу, составляет 200—300 долларов, то  казахстанцам он обойдется от 75 до 120 долларов, заверили нас в компании Corporatiei Chemonics International Inc. Да и везти их из Молдовы в РК, как выяснилось, недорого — всего 5 долларов за килограмм.

«Казахстанцы, у которых есть нефть, вполне могут позволить себе костюмы за 100 долларов», — уверены молдаване. 

Вот такого высокого мнения о доходах простых граждан нашей страны за рубежом.

Ксения БОНДАЛ

Похожие Записи

2 ответов на Почему в барахолку превращаются ТЦ?

  1. сколько бы не развивали для всех останется барахолкой)

  2. sharik26.ru:

    «Если снести «Барахолку», а торговцев заставить работать в торговых центрах, где накладные расходы выше, то на деле это сильно ударит по множеству покупателей и показателям потребления в целом, – добавляет она. – «Барахолка» нужна множеству потребителей».

« »