Акимат, дай горожанам порулить!

Ноя 25 • Общество, Политика • 748 Просмотров • Комментариев к записи Акимат, дай горожанам порулить! нет

Акимат Алматы целиком и полностью готов к сотрудничеству с горожанами. Уже сейчас на сайт можно послать фото ямы на дороге или проголосовать за вид дворовой спортплощадки. Но будут ли граждане участвовать в решении более серьезных вопросов? 

Механизмы и пределы участия граждан в управлении городом  обсуждали вчера на аналитической площадке «Кипр» в Алматы. На дискуссию по теме «Программа развития Алматы на оды. Инструменты и механизмы взаимодействия горожан и акимата по актуальным вопросам развития города» собрался полный зал.От имени акимата выступал глава управления внутренней политики Саясат Нурбек. По его мнению, все предпосылки для формирования активного городского сообщества в целях рационального роста, достижения большего с меньшего затратами и широкой поддержки реформ — есть. Не хватает одного — площадок для диалога власти и общества.Кроме того, на днях подписан закон об общественных советах, получивших серьезные полномочия, напомнил акиматовец. Рекомендации советов будут обязательными для акима, считает Нурбек, и раз в год глава города будет отчитываться перед членами совета.

Упомянутую программу «Алматы — 2016—2020» уже имели возможность обсудить 8000 человек. Вообще у акиматовского аккаунта в Инстаграмме 38000 подписчиков, которые направили 1500 вопросов и предложений. 66% из уже получили ответы на свои вопросы.«Допустим, вы сфотографировали сломанный бордюр, власти отреагировали, после чего разместили фото, как эта проблема решена. Таким образом вы получаете не отписку, что ваше письмо направлено в такое-то управление, а конкретный ответ. Это намек на систему общественного контроля и инструмент оценки работы акима», — прокомментировал онлайн-работу Нурбек, пообещав открыть отдельно 8 инстаграмм-аккаунтов для каждого городского района.

На главном сайте Алматы после редизайна запустят два новых сервиса: «Я — алматинец» и «Народная карта» (карта проблем). «Например, у нас есть программа дворовых спортплощадок, — объяснил зав.управления. — Горожане смогут голосовать за ту или иную конфигурацию дворовой спортплощадки».

Карта проблем — это следующий шаг после инстаграмма. «Автоматизация процесса обработки обращений граждан даст общую картину, — продолжил Нурбек. — Наша ключевая задача — восстановить доверие горожан к власти. Обилие информации приводят к тому, что у людей вырабатывается позиция — пока не увижу, не поверю. Поэтому мы используем тактика маленьких шагов: «Мы слышим вас. Мы реагируем на вас. Мы отчитываемся о том, что сделали по вашему запросу».

Выступавший после Нурбека координатор инициативы «Местный бюджет» Фонда Сорос-Казахстан Аскар Кушкунбаев сделал упор на доступ граждан к экономической информации. Сейчас индекс открытости бюджета Алматы — 22 балла из ста, это самый низкий уровень. Кушкунбаев предложил в первую очередь представлять бюджет в виде инфографики доходов и расходов, обязательно проводить общественные слушания по отдельным отраслям, а также публиковать гражданский бюджет на двух языках.

И еще нужен четкий регламент взаимодействия граждан с акиматом, добавила в свою очередь третья докладчица Асель Крыкбаева, директор центра поддержки правовых и экономических реформ. Она напомнила о предложении, прозвучавшем еще на Urban Forum Almaty, — отдавать 1% (а лучше 2—3%) бюджета на усмотрение горожан.

Один из элементов программы 2016—2020 — «Город активных граждан», но почему-то индикатор выполнения у этого элемента только один — повышение удовлетворенности граждан, заметила Крыкбаева и предложила свой набор показателей: доля проектов, разработанных и принятых с участием граждан; увеличение количества решенных вопросов с участием горожан; повышение удовлетворенности работой городских служб; увеличение решений акимата, принятых по обращениям горожан; снижение количества жалоб на работу акимата.

Пыл выступавших остудил юрист Руслан Джусангалиев, заявив: «Закон об общественных советах — милая антиконституционная вещь. Есть маслихаты, которые принимают бюджет, контролируют и т. д. Общественный совет не будет иметь ничего и ни с чем. Иначе получится, что акимат не договорился с маслихатом — пошел, договорился с общественным советом и прикрыл «энное место».

Г-н Джусангалиев вообще против допуска жителей к управлению. «Я хочу иметь профессиональное государство. Управлением ЖКХ пусть занимается управление ЖКХ акимата, а акимат занимается политическим управлением, — сказал он. — Не надо превращать сайт акимата в помойку для всех жалоб. Давайте не будем подменять псевдообщественными вещами работу государства».

С другой стороны подошел к вопросу член президиума ОСДП Петр Своик. Он предложил схему, при которой вопрос «представительства горожан и отбора проблем должен решаться до акимата, чтобы он не захлебнулся». Для этого нужны «мостики» в виде постоянно действующих общественных структур.

«Люди прежде всего жильцы, есть подъезд, есть дом, старшие по подъезду могут с контактироваться и компетентно представлять проблемы. Каждый многоквартирный дом нужно зарегистрировать как субъект отношений, создать управляющие компании — и вот вам четкая схема: скажем, 50 управляющих компаний будут докладывать проблематику домов», — нарисовал он план.

Кроме кондоминиумов, «постоянную прописку» в акимате должны получить общественные объединения по 5—10 направлениям: студенчество, пенсионеры, экология т.д. Они и будут представлять 1,6 млн жителей с их миллионом проблем, заключил Своик.

Участники дискуссии еще долго выдвигали идеи, как можно представлять в акимате интересы молодежи и пенсионеров, с какой зарубежной столицы нужно брать пример или какие приоритеты выстраивать в общественном транспорте. Непонятным осталось одно: будут ли алматинцы допущены до чего-то более серьезного, чем выбор турника для спортплощадки. Например, строительство курорта «Кок-Жайляу», легкорельсового транспорта и новой ветки метро стоит примерно одинаково. Обсудят ли с нами эти варианты?

Татьяна ПАНЧЕНКО
25.11.2015

Похожие Записи

« »